Биология 7 класс
Опорно - двигательная система животных ( эволюция строения )
Цель урока : изучить эволюцию строения опорно - двигательной системы животных ( систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп )
* Опора * Поддержание постоянной формы тела * Защита клеток, тканей, органов * Передвижение Основные функции опорно - двигательной системы
« Ступеньки » в изучении эволюции ОДС ( от одной систематической группы животных к другой ) * одноклеточные – многоклеточные * беспозвоночные – хордовые * бесчерепные – позвоночные * разные систематические группы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Простейшие ( амеба, эвглена, инфузория )
Кишечнополостные
Черви ( Плоские, Круглые, Кольчатые )
Моллюски
Членистоногие ( Ракообразные, Паукообразные, Насекомые )
Каковы достоинства и недостатки наружного скелета ? Каковы преимущества внутреннего скелета ?
Достоинства Наружного скелета *прочность *прикрепление мышц и обеспечение передвижения *освоение новых способов перемещения (прыжки, полет) и расселения Внутреннего скелета *растет вместе с животным *постоянно выполняет защитную функцию *не ограничивает размеры тела *увеличивает скорость перемещения тела за счет большей специализации отдельных мышц и их групп
Низшие хордовые ( ланцетник )
Каковы типы соединения костей ? последний абзац на стр. 194 учебника
Типы соединения костей * Неподвижное * Полуподвижное * Подвижное ( суставы ) Кости скелета позвоночных имеют специальные места для прикрепления мышц ( прикрепляясь к двум костям скелета, соединенным через сустав, мышца приводит их в движение )
Строение свободных конечностей рычажного типа
Динамическая пауза ( упражнения на разминку суставов )
Главные части скелета позвоночных животных * Осевой скелет – позвоночник * Скелет конечностей ( скелет свободных конечностей и их поясов ) * Скелет головы - череп
Каковы особенности строения позвонка ? Почему появление позвонков в осевом скелете является важной прогрессивной чертой ? рис. 147 на стр. 195 учебника
Строение позвонка Позвонки придают скелету прочность и гибкость, защищают спинной мозг
Задание группам: выявить особенности строения скелетов рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих (работа с учебником, ТПО и карточками – 3мин.; выступления – по 2мин.) Задание экспертам: подготовить выводы об основных направлениях эволюции скелетов позвоночных животных
Позвоночные ( Рыбы )
Позвоночные ( Земноводные )
Позвоночные ( Пресмыкающиеся ) Ящерица
Позвоночные ( Птицы )
Особенности скелета птиц, связанные с полетом челюсти без зубов киль на грудине спинная кость и сложный крестец вилочка пряжка, строение кисти цевка длинная шея сросшиеся кости хвостового отдела Легкий череп, много полых костей
Позвоночные ( Млекопитающие )
Основные направления эволюции скелета позвоночных дифференцировка позвоночника подвижное соединение шейных позвонков появление и развитие грудной клетки дифференцировка черепа на мозговой и лицевой отделы, развитие мозгового отдела появление и развитие парных передних и задних конечностей и их поясов – плечевого и тазового появление и развитие частных приспособлений в связи с полетом у птиц и т. п.
Домашнее задание § 37, ТПО, понаблюдать за способами передвижения своих домашних животных (аквариумных рыб и моллюсков, черепах, птиц, хомяков, кошек, собак… а, может быть, и тараканов, моли…), подготовить небольшой устный рассказ о способах их передвижения, о том, способны ли они менять способ передвижения при изменении условий, например, при прикосновении.
Биологические задачи
Биологическая задача : О чем свидетельствует разное положение конечностей относительно туловища у разных классов позвоночных ?
Биологическая задача : Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.
Биологическая задача : В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных?
Биологическая задача : Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?
Биологическая задача : Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?
Проверка уровня усвоения учебного материала урока - выполнение письменного тестового задания по вариантам (2 минуты)
вариант багба 2 вариант гбабв Ответы : ( один правильный ответ – один балл )
Достигнута ли цель урока ? Цель : изучить эволюцию строения опорно - двигательной системы животных ( систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп )
Вопрос : О чем говорит сходный план строения скелетов разных позвоночных животных ?
Вопрос : Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы?