Универсальные учебные действия для 5-6 классов на основе ФГОС второго поколения
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта; умение учиться и развиваться.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; осознавать целостность мира и мировоззрения взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД осознавать целостность мира и мировоззрения взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом; выбирать, как поступать, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать подтекстовую, концептуальную информацию; анализировать (в т.ч. Выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне; классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ); устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне; устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач; представлять информацию в разных формах (рисунок, тест, таблица, план, схема, тезисы) в т.ч. Используя ИКТ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной деятельности (в т.ч. проект), используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); преодолевать конфликты, договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
МБОУ «СОШ 5 «Многопрофильная» ноябрь 2012г.
Метапредметный характер :биология, география, литература, математика, информатика Время проведения – 2 дня (по 2 ч 15 мин в день) Приняло участие 72 обучающихся. Создано 12 малых групп.
Знания, умения, на которые опирается проектная задача Работа со схемой на местности Работа с таблицами Работа со справочным материалом, энциклопедией, Интернетом Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в решении задачи Представление своего «продукта» Использование средств ИКТ при создании «продукта»
Дорогие ребята! В ходе решения предложенной задачи вам предстоит продемонстрировать умение работать вместе. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из ряда школьных предметов. Очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы успешно с ней справитесь. Вы – детективы, вам предстоят следственные действия, то есть действия по собиранию и проверке доказательств невинности женщины в колдовстве. Постарайтесь расследовать ночные события и последовательно восстановить истину, а самое главное доброе имя женщины. Вам следует выехать в Вересковую Пустошь и внимательно на местности изучить все улики, подтверждающие всё произошедшее с женщиной той тёмной ночью, подготовить заключение и нарисовать портрет «виновника» происшествия. Для сбора доказательств необходимо выполнить задания. Готовым «продуктом» задачи должна стать презентация вашего расследования. Необходимо изучить критерии оценивания проекта и заполнить рефлексивный лист. Вам также нужно придумать название вашего детективного агентства. Завершение первого дня работы в 13:45. Начало работы 2 дня в 10:40 в кабинетах по группам. Вы должны завершить работу над проектной задачей и в 11:30 в актовом зале вы будете представлять свои проекты. Оценивать вашу задачу будет жюри. Желаем удачи!
В организатор проектной задачи в классе должен также как и дети находиться в актовом зале. С до – общая дискуссия детей по поставленной задаче, определение групп для выполнения проекта, переход групп в отдельные кабинеты. Всего определено шесть кабинетов. Необходимо знать свой кабинет. В кабинете должно находиться 2 группы детей. В группе должно быть 6 пятиклассников. Работа в кабинете. Необходимо расставить парты для групповой работы (в группе работает 6 детей). Необходимо поставить 1 дополнительный стул в каждую группу для группового внешнего эксперта. Внимание! Парты одной группы не должны стоять вплотную к партам другой группы. На партах должна быть табличка с номером группы учащихся (номер в соответствии с графиком распределения детей по группам); В группе должны быть следующие инструменты и материалы: листы чистые формата А-4; простые и цветные карандаши; листы чистой бумаги 6-8 шт. (черновики), конверт с материалами проектной задачи. К все дети уже должны сидеть по классам. Внимание! В группе должно быть в обязательном порядке 6 человек. Если нет детей, которые должны быть в той или иной группе, то организатор по своему усмотрению может переукомплектовать группу до 6 человек.
В каждой группе должны находиться внешние эксперты. Поэтому организаторы в конкретном классе помогают экспертам занять свои места. Начало решения проектной задачи в Начинает работу организатор: он представляется детям (не все дети могут знать этого организатора). Говорит о том, что в каждой группе будут работать взрослые – эксперты. Их задача только наблюдать за тем, как дети решают задачу. Никакие вопросы и помощь от экспертов не поступают. ставится общая задача: «Дорогие друзья! Два дня вам предстоит решить не совсем обычную задачу. Эта задача продолжение начатой дискуссии в актовом зале. Предлагаю в группе внимательно ознакомиться с содержанием задачи. Текст задачи у вас на столе». После того, как дети ознакомиться с текстом задачи полностью то надо перед всем классом спросить: «Итак, кто мог бы сформулировать, что Вам предстоит сделать за эти два дня?» Необходимо дать возможность каждой группе выступить и потом, обобщив их точки зрения, еще раз озвучить общую задачу. Порядок работы над задачей: – – первый урок, после урока на перемене поход в столовую – – второй урок; 5 минут – перемена – – третий урок. По окончании третьего урока. Все материалы группы должны быть сданы организатору. Обратите внимание! Все листы должны быть подписаны. На одном из первых листов необходимо показать номер группы и указать Ф.И. состава группы. По окончании последнего урока организаторы и эксперты собираются вновь в актовом зале на рефлексию.
Задание 1. Определите по рисункам следы коня, козла, зайца. Найдите такие же следы на схеме. Сделайте необходимые расчеты и укажите размер сказочной площади в квадратных сантиметрах.
Задание 2. Женщина утверждает, что спать она легла рано и проснулась, когда было еще темно. Рассуждайте так: лечь спать она могла с заходом солнца, проспать менее 7 часов и проснуться до наступления полуночи. Определите, в каком месяце года произошло событие, используя календарь продолжительности светового дня по месяцам. Мес Час- мин 07:5109:3811:5114:4116:1417:1916:4714:5912:4510:2708:2207:16
Задание 3. В протоколе следствия записано со слов женщины, что ночь была темной и звездной. Определите по лунному календарю, в какую неделю месяца (определённого вами) женщина спасла зайца. Обозначения
Задача 4. Рассмотрите внимательно схему и определите квадрат, где следы от копыт могли сохраниться по прошествии нескольких дней. Изучите эти следы на местности. Укажите номер квадрата на схеме. Задача 5. Женщина утверждает, что зайца она сняла с живой изгороди. Определите по справочной литературе, что это такое. Проверьте, имеется ли такая изгородь на схеме. Укажите номер квадрата. Задача 6. Изучите схему и определите места, где заяц спрятался в кустах или среди деревьев в лесу. Назовите растения, названные в схеме, классифицируйте их по видам.
Задача 7. Прочитайте в протоколе следствия описание всадника, нарисуйте его портрет. Докажите, что ваше мифическое животное и есть черт. Задача 8. В каком месте на схеме (номер квадрата) заяц был посажен в корзину, если это пересечение прямой, кривой и ломанной линий? Задача 9. Сделайте письменное заключение о результатах вашего расследования и оформите его в виде презентации.
Письменная рефлексия для участника группы 1 день. ФИ _________________________________ Какую задачу решала ваша группа (запиши)________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ _______________________________ Какой результат вы получили в ходе решения этой проектной задачи(запиши)__________ ____________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________ Какое дело ты выбрал для себя__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Как ты оцениваешь работу твоей группы (работали сплоченно, обсуждали, помогали друг другу) _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________ Мне было интересно (неинтересно) (нужное подчеркнуть), потому что________________ _________________________________________________________________
Письменная рефлексия для участника группы 2 ДЕНЬ. ФИ _________________________________ Какую задачу решала ваша группа сегодня (запиши)_______________________________ _____________________________________________________________________________ Какое дело ты выполнял сегодня ________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Какой результат вы получили в ходе работы сегодня______________________________ _____________________________________________________________________________ Как ты оцениваешь работу твоей группы (работали сплоченно, обсуждали, помогали друг другу) _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________ Что сегодня было трудным для тебя и почему?____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ Мне было интересно (неинтересно) (нужное подчеркнуть), потому что________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________
Какое дело ты выбрал для себя? Расшифровка карты, рисование портрета черта. Делать презентацию. Искать в библиотеке и интернете информацию Мы делали все вместе Руководила работой 1, 5 Рисунок Писала историю Я выбрала то, что я люблю – решать задачи
Как ты оцениваешь работу твоей группы? Мы работали все вместе, слушали мнения других. Мы разделили между собой обязанности и у нас все получилось. Наша группа работала отлично, мы слушали друг друга. Обсуждали, узнавали много новой информации. Мы работали хорошо. Застревали на одном вопросе. Хорошая была работа. Работали сложновато.
Мне было интересно потому, что Был интересный проект Научилась расшифровывать карты Впервые мы решали интересные задачи Всегда хотела быть детективом Хоть раз я смогла помочь друг другу Это познавательно Мы работали в группе и не ссорились Надо было думать над интересными заданиями Очень интересно изучать карты и собирать факты
Критерии оценивания проектов для 5 классов Критерий 1. Постановка цели, планирование путей её достижения (максимум 3 балла) Цель не сформулирована0 Цель определена, но план её достижения отсутствует1 Цель определена, дан краткий план её достижения2 Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения3 Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) Тема проекта не раскрыта0 Тема проекта раскрыта фрагментарно1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы2 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3 Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла) Использована неподходящая информация0 Большая часть представленной информации не относится к теме работы1 Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2 Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников3
Критерии оценивания проектов для 5 классов Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла) Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора 0 Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода 1 Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2 Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3 Критерий 5. Качество проведения презентации (максимум 3 балла) Презентация не проведена 0 Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию 1 Автору удалось вызвать интерес аудитории, но вышел за рамки регламента 2 Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3
1.Следы коня: 1Г, 2Б, 2В, 2Г, 3Б, 3В, 3Г. Следы зайца: 1Б, 1В, 1Г, 2Б, 2В, 2Г, 3Б, 3В, 3Г. Зимой козёл находится в хлеву. Площадь 210 млд.кв.см 2.Событие могло произойти либо в декабре, либо в январе. 3.3 неделя декабря, либо 4 неделя января. 4.Следы от копыт могли сохраниться по прошествии нескольких дней либо в 1Г, либо в 3В. Там растет ельник и можжевельник. 5.Живая изгородь – изгородь из одинаковой высоты кустарников или невысоких деревьев. Квадраты: 2Б, 2В, 3В. 6.Заяц прятался в 3В, 3Г. Деревья: а) лиственные -лиственница, бук, дуб, вяз; б) хвойные – ель. Кустарники: можжевельник, вереск, черника. Травянистые растения: рожь. 7.Чудный всадник на лошади. Всадник был чёрный, и голова тоже чёрная, а на макушке из-под жокейской шапочки торчали рожки. В стремена он вдел вовсе не ноги, а раздвоенные копыта! 8.Заяц посажен в корзину в 2В.