Тема Практика аттестации рабочих мест по новому «Порядку аттестации» (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. 569) 1 Афанасьев Анатолий Иванович руководитель Центра по контролю условий труда «Циклон-Тест», эксперт ССОТ Тел: (495) , доб. 215, 225 тел.моб.: (8-916) эл.почта:
Особенности существующей в настоящее время ситуации с АРМ 2 Нечеткость формулировок отдельных положений «Порядка аттестации», определяющего требования к проведению АРМ Разночтения в трактовках (в понимании) отдельных положений «Порядка аттестации» разными участниками процесса АРМ Неполнота нормативно-правовой базы, необходимой для разработки документов по АРМ
Основополагающие документы по аттестации рабочих мест 3 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. 197-Ф3 "Трудовой кодекс Российской федерации« (статья 212) " «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Утверждено Постановление Минтруда и социального развития РФ 12 от 14 марта 1996 г. (до 1 сентября 2008 года) «Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда» Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ 569 от 31 августа 2007 г. (с 1 сентября 2008 года)
Экономическая целесообразность аттестации рабочих мест (АРМ) 4 Аттестация рабочих мест может быть проведена на предприятии за счет средств Соцстраха (Постановление Правительства РФ от г. 331) По результатам АРМ предприятие может получить скидки до 40% от ставки налога по страхованию от несчастных случаев (Постановление Фонда социального страхования РФ от г. 11) По результатам АРМ за счет измерения структуры заработной платы можно снизить ЕСН и НДФЛ (ст. 57, 133,210, 219 ТК, ст. 255 Налогового кодекса РФ) По результатам АРМ улучшение условий труда может быть осуществлено за счет средств ФСС (Приказ Минздравсоцразвития РФ от г. 43н)
Улучшение условий труда по результатам АРМ за счет ФСС 5 Санаторно-курортного лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными факторами Приобретение специальной одежды, обуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием Проведение работ по приведению запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с нормами Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 января 2008 г. 43н Приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2009 г.573н Финансирование за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев:
Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 6 Миф 1. С 1-го сентября 2008 года аттестация рабочих мест должна проводиться не только на крупных промышленные предприятиях, но и в торговле, в офисах мелких фирм и пр. Реальность Ничего не изменилось по сравнению с действующим до этого порядком аттестации (с 1996 года). Единственное – добавилось требования по аттестации рабочих мест у работодателей – физических лиц
Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 7 Миф 2. Все организации и предприятия, которые провели аттестацию рабочих мест до 1-го сентября 2008 года должны будут провести ее повторно по требованиям нового «Порядка» Реальность Ни на чем не основанный миф. Согласно новому Порядку изменилась форма проведения работ и представления материалов, а гигиенические критерии оценки остались прежними (Руководство Р )
Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 8 Миф 3. Теперь, с 1 сентября 2008 г. Госинспекция по труду будет осуществлять массовые проверки качества аттестационных материалов, передаваемых ей согласно пункту 46 «Порядка» Реальность Ни на чем не основанный миф. Согласно ст. 216 Трудового Кодекса качество проведения аттестации может оценивать только Госэкспертиза условий труда (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда)
Отчетность о результатах аттестации (Отличия нового "Порядка" с г.) 9 С 1сентября 2008 года согласно новому "Порядку аттестации" (пункт 46) введено требование по передаче сводных данных о результатах аттестации в Госинспекцию по труду Среди прочих документов в Госинспекцию по труду должна передаваться информация о фирме, привлекаемой к аттестации рабочих мест
Аттестующая организация (Отличия нового "Порядка" с г.) 10 С 1 сентября 2008 года согласно новому "Порядку аттестации" введено понятие Аттестующей организации По существующим на настоящий момент требованиям - согласно пункту 1 "Порядка аттестации" Аттестующая организация – это любая организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда и проводящая работу в соответствии с настоящим Порядком
Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 11 Миф 4. Теперь, с 1 сентября 2008 г. всю ответственность за результаты аттестации на предприятии несет Аттестующая организация Реальность Ни на чем не основанный миф. С 1-го сентября 2008 года, с момента введения нового Порядка аттестации ничего не изменилось в плане ответственности. Причина мифа – низкая грамотность лекторов на обучающих семинарах и чиновников, дающих комментарии по Новому порядку аттестации
Аттестующая организация (Ответственность за результаты АРМ.) 12 Действующие нормативно-правовые акты не устанавливают какой-либо ответственности Аттестующей организации за результаты АРМ в организации По состоянию на настоящий момент ответственность Аттестующей организации за результаты АРМ может быть установлена только в Договоре на оказание услуг по аттестации между аттестуемым предприятием и Аттестующей организацией.
Выбор аттестующей организации 13 При отсутствии в настоящее время каких-либо специальных нормативных требований к Аттестующей организации «правильный» выбор сторонней фирмы, привлекаемой к работам по АРМ имеет для аттестуемого предприятия первостепенное значение.
Формирование Аттестационной комиссии (Отличия нового "Порядка" с г.) 14 Если к работам по аттестации привлекается сторонняя организация (Аттестующая организация), то представители (представитель) этой организации должны быть в составе Аттестационной комиссии Согласно пункту 10 Порядка аттестации Аттестационная комиссия создается на паритетной основе
Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 15 Миф 5. Паритетность понимается таким образом, что теперь Аттестационная комиссия должна формироваться в обязательном порядке из равного количества сотрудников предприятия и сотрудников Аттестующей организации с равной ответственностью за все решения в процессе аттестации Реальность Новый порядок не устанавливает обязательного требования равного количества членов в Аттестационной комиссии и равной ответственности. Причина мифа - невнимательное прочтение требований нового Порядка, игнорирование требований этого документа в совокупности
Формирование Аттестационной комиссии (Обеспечение паритетности.) 16 Паритетность – это равное представительство Но, почему-то очень часто не обращают внимание,что эта паритетность в Порядке аттестации» (пункт 10) установлена только для одной функции аттестационной комиссии: для координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда
Формирование Аттестационной комиссии (Обеспечение паритетности.) 17 Согласно пункту 11 «Порядка аттестации» у Аттестационной комиссии десять направлений деятельности, за каждое из которых отвечают те или иные члены Аттестационной комиссии. И лишь по одному из этих направлений деятельности согласно требованиям действующего документа (подпункт 1 Пункта 11) согласно пункту 10 Порядка должна быть обеспечена паритетность. Полная паритетность (по суммарному количеству) возможна, но не обязательна
Требования к Аттестационной комиссии (Отличия нового "Порядка" с г.) 18 Аттестационная комиссия должна быть сформирована, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения Минздравсоцразвития РФ Нужно иметь в виду, что «уполномочение» - это не обязательно наличие специальной лицензии. По состоянию на настоящий момент фактом «уполномочения» может быть устав обучающей организации, утвержденный (согласованный) Минздравсоцразвития РФ
Необходимость обучения членов Аттестационной комиссии (практический совет.) 19 В обязательном порядке специальное обучение члены Аттестационной комиссии должны пройти тогда, когда по результатам аттестации рабочих мест будут меняться (сниматься, даваться) льготы и компенсации работникам
Планируемые изменения требований к участникам АРМ ( с 01 января 2010 г.) 20 Проект приказа Минздравсоцразвития России от 03 декабря 2009 года «Об утверждении перечня услуг области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда» Аккредитация Аттестующих организаций на право проведения аттестации рабочих мест по условиям труда Аккредитация на право обучения работодателей и работников вопросам охраны труда
Требования к участникам АРМ, установленные в Московской области 21 В соответствии со своими полномочиями согласно статьи 216 Трудового Кодекса РФ Комитет по труду и занятости населения Московской области установил (до принятия и федеральных нормативных актов) специальные требования к Аттестующим организациям и требования по обучению членов аттестационных комиссий организаций и предприятий в Московской области Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от г. 24-р «О регистрации организаций и специалистов, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда»
Измерения на аналогичных рабочих местах (Отличия нового "Порядка" с г.) 22 Ужесточены требования по оценке факторов вредности на аналогичных рабочих местах При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности, определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест
Минимальный объем измерений и оценок на рабочих местах (Отличия нового "Порядка" с г.) 23 Согласно пункту 15 Порядка в обязательно порядке подлежат оценке не только существующие опасные и вредные производственные факторы, но и тяжесть и (или) напряженность труда Если протоколы оценки тяжести (напряженности) трудового процесса будут отсутствовать, то аттестационные материалы Госинспекция по труду забракует по чисто формальному признаку – несоответствие требованиям НПА
Оценка травмобезопасности (Отличия нового "Порядка" с г.) 24 Ужесточены требования к оформлению протоколов оценки травмобезопасности рабочих мест. По новое форме Протокола травмобезопасности в нем должны быть указаны конкретные наименования инструкций по охране труда и техники безопасности, действующие на каждом рабочем месте
Проверка обеспеченности работников СИЗ (Отличия нового "Порядка" с г.) 25 Ужесточены требования по оценке обеспеченности работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты. Согласно требованиям к оформлению аттестационных материалов по новому «Порядку» в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ должен указываться не только факт наличия сертификатов на СИЗ, но и номера этих сертификатов
Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 26 Миф 6. Теперь контроль и оценку факторов вредности на рабочих местах, тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ самостоятельно предприятие может выполнять только при наличии на этом предприятии аккредитованной лаборатории. Реальность Такого требования в новом «Порядке» нет. Достаточно иметь приборы, прошедшие Госповерку (п. 16 Порядка аттестации) и использовать разрешенные методы контроля (п. 15 Порядка аттестации). Абсолютно непонятно - откуда возник этот миф.
План мероприятий по результатам АРМ (Отличия нового "Порядка" с г.) 27 По действовавшему до 01 сентября 2008 г. «Положению по аттестации» (пункт ) План мероприятий по результатам АРМ должен был предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с требованиям по охране труда. В новом «Порядке аттестации» с 01 сентября 2008 г. такое требование (о приведении всех рабочих мест в соответствие с требованиям по охране труда) отсутствует.
Отчетность по результатам АРМ (Отличия нового "Порядка" с г.) 28 Согласно новому «Порядку аттестации» (пункт 46) после окончания АРМ организация должна направить материалы в Госинспекцию по труду. 1.В Госинспекцию направляется не весь комплект материалов по АРМ, а только сводные данные по результатам аттестации 2.Обязанность организации – не «согласовывать» материалы АРМ с Госинспекцией, не «привозить» эти материалы в Госинспекцию, а только «направить» ( можно заказным письмом)