Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и гражданским обществом »
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приемы Вызов Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до получения нового материала, задает вопросы. Составление списка «известной информации»: рассказ- предположение по ключевым словам;рассказ- предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения;верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.перепутанные логические цепочки и т. д.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приемы Осмысление содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого » к « новому ». Ученик читает ( слушает ) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения : маркировка ( инсерт ); маркировка ( инсерт ); ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов ; ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов ; поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока. поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приемы Рефлексия Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе полученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно - следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация круглых столов, дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы.
Тема : « Средства массовой информации : между властью и гражданским обществом » Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе. ( Сэмюэл Батлер ) Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе. ( Сэмюэл Батлер ) Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее. ( Томас Джефферсон ) Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее. ( Томас Джефферсон ) Перед господином Фактом надо не только уметь вовремя снять шляпу, но и вовремя надеть ее. ( И. В. Давыдовский ) Перед господином Фактом надо не только уметь вовремя снять шляпу, но и вовремя надеть ее. ( И. В. Давыдовский )
СМИ Политически е От чего зависит? Специализи -рованные Развлека- тельные Информа- ционные Образование Культура Чьи интересы представляет? От чего зависит? Чьи интересы представляет? От чего зависит ?