Умение решать проблемы или задачи - одно из важнейших познавательных универсальных действий. Н.В.Невижина, учитель начальных классов МОУ НШДС 14
Логические операции: Логические операции: анализ объекта сравнение выделение общего и различного классификация логическая мультипликация (логическое умножение) установление аналогий
Решение задач Средство обучения Цель обучения
Общий прием решения задач: этапы решения (процесса) методы (способы) решения типы задач основание выбора способа решения владение предметными знаниями: понятиями понятиями определениями терминов определениями терминов правилами правилами формулами формулами логическими приемами и операциями логическими приемами и операциями
Подходы при анализе процесса решения задач логико-математический (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), логико-математический (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологический (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) педагогический (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи).
Компоненты общего приема решения задач: I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств III. Установление отношений между данными и вопросом IV. Составление плана решения V. Осуществление плана решения VI. Проверка и оценка решения задачи
Моделирование как универсальное учебное действие основной показатель развития знаково-символических универсальных учебных действий действие, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы
Этапы (компоненты) учебного моделирования: предварительный анализ текста задачи ( выделение смысловых опорных пунктов текста ) перевод текста на знаково-символический язык (делает обозримыми связи и отношения, скрытые в тексте, способствует поиску и нахождению решения) построение модели работа с моделью (преобразование: достраивание схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных задачи; видоизменение схемы, ее переконструирование) видоизменение схемы, ее переконструирование) соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами)
-Чему мне нужно научиться? -Как мне этому научиться?