П ОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Учитель начальных классов МОУ Магнитная СОШ Гончарова М.И.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Ч ЕТЫРЕ БЛОКА УУД: 1) личностный – самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация; 2) регулятивный – целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
3) познавательный – общеучебные, знаково- символические, информационные, логические учебные действия; 4) коммуникативный – инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Для формирования личностных УУД можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений; «Я – звезда»; «Шефы» и др.
Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий: найди отличия; «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; «пластилин» и др.
Для диагностики и формирования регулятивных УУД следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г.Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определённую проблему).
Для диагностики и формирования коммуникативных УУД следующие виды заданий: составь задание партнёру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; магнитофонный опрос; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и др.
. Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - П ИСЬМО МО И Н РФ ОТ работа с УУД, содержание которых НЕОБХОДИМО освоить учителю (курсы повышения квалификации, методическая работа): УУД 1: Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;
УУД 2: Ребенок умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; УУД 3: Ребенок умеет использовать знаково- символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; УУД 4: Ребенок умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; УУД 5: Ребенок может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
УУД 6: Ребенок умеет работать в малой группе: может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения; УУД 7: Ребенок умеет работать в малой группе: задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи; УУД 8: Ребенок может работать в малой группе: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру;
УУД 9: Ребенок может записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог); УУД 10: Ребенок умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; УУД 11: Ребенок может представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: как таблица, графики и прочее
Благодарю за внимание !