Решение текстовых задач
Содержит информацию о какой-либо области действительности (условие); Содержит информацию о какой-либо области действительности (условие); Требование вывести, получить новую информацию, построить новый объект, способ действия, закономерность, свойство, подтвердить или опровергнуть утверждение (вопрос). Требование вывести, получить новую информацию, построить новый объект, способ действия, закономерность, свойство, подтвердить или опровергнуть утверждение (вопрос).
Умения и навыки Навыки чтения (умение не только слушать внимательно текст, но и правильно представлять описанную ситуацию); Навыки чтения (умение не только слушать внимательно текст, но и правильно представлять описанную ситуацию); Усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания; Усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания; Формирование у учащихся основных познавательных действий (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование), представлений об отношениях целого и части, равенства и неравенства); Формирование у учащихся основных познавательных действий (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование), представлений об отношениях целого и части, равенства и неравенства); Приобретение опыта в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических моделей. Приобретение опыта в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических моделей. Знакомство со схемой как способом моделирования. Знакомство со схемой как способом моделирования.
Предметные действия с совокупностями, соответствующие действию сложения Увеличение на несколько элементов; Увеличение на несколько элементов; Объединение. Объединение.
Предметные действия с совокупностями, соответствующие действию вычитания Удаление части совокупности; Удаление части совокупности; Уменьшение совокупности на несколько единиц; Уменьшение совокупности на несколько единиц; Уменьшение на несколько единиц совокупности сравниваемой с данной; Уменьшение на несколько единиц совокупности сравниваемой с данной; Разностное сравнение двух совокупностей Разностное сравнение двух совокупностей
Нетиповые тексты задач 1. Вся задача сформулирована одним предложением. 1. Вся задача сформулирована одним предложением. 2.Требование выражено повествовательным предложением. 2.Требование выражено повествовательным предложением. 3.Условие разделено на два предложения. 3.Условие разделено на два предложения. 4. Условие разделено на две части, одна из частей сформулирована в вопросе. 4. Условие разделено на две части, одна из частей сформулирована в вопросе. 5.Тексты с недостающими данными. 5.Тексты с недостающими данными. 6.Тексты с лишними данными. 6.Тексты с лишними данными.
«… рисунки, схемы и чертежи не только помогают учащимся в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их» (Л. Ш. Левенберг) С. Л. Рубинштейн характеризовал решение задач человеком как процесс переформулирования в котором непрерывно производится анализ условий и требований задачи через синтетический акт их соотнесения
Виды моделей СхематизированныеЗнаковые ВещественныеГрафические На естественном языке На математичес ком языке
1. Модель, которая иллюстрирует взаимосвязь между данными и искомым ав с с в ? ? в а с ? а
Модель, которая иллюстрирует ход решения задачи : 3
Теплоход за 6 часов прошел 120 км. Сколько километров он пройдет за 3 часа, если будет идти с той же скоростью? СкоростьВремяРасстояние ?Одинаковая6ч.120км ?3ч.?
Способы решения задач 1. Практический (предметный)
2. Арифметический способ 8 : 2 = 4 (т.) 1 способ 1) = 7 (р.) – пойманные рыбы; 2) 10 – 7 = 3 (р.) – щуки. 2 способ 1)10 – 3 = 7 (р.) – щуки и окуни; 2) 7 – 4 = 3 (р.) – щуки.
3. Алгебраический способ 2 х Х = Х = Графический способ лещиокуни щуки
5. Схематическое моделирование схема моделирует только связи и отношения между данными и искомыми схема моделирует только связи и отношения между данными и искомыми Осталось ________. Было ________.________.________. 18м 18м1)18:2=9(м.) 2)9х3=27 (м.) Ответ: 27 машин было в гараже. Ответ: 27 машин было в гараже.
Три сборщика собрали 160 кг ягод шиповника. Первый собрал 63 кг, а первый и второй вместе – 112 кг. Сколько килограммов ягод шиповника собрал второй и сколько третий сборщик? 63 кг 160 кг 1 сб.2 сб.3 сб. ? 112 кг 1)160 – 112 = 48 (кг) 2) 112 – 63 = 49 (кг) 1)160 – 63 = 97 (кг) 2) 112 – 63 = 49 (кг) 3) 97 – 49 = 48 (кг) 1)160 – 112 = 48 (кг) 2) = 111 (кг) 3) 160 – 111 = 49 (кг)
На пошив 8 одинаковых пальто израсходовано 24 м ткани. Сколько ткани потребуется на 2 таких же пальто? Расход на 1 изделие Количество изделий Общий расход ткани Одинаковый 2 пальто 8 пальто ?24м
Количе- ство пальто АВ Общий расход ткани (м) КХ
Методические приемы обучения младших школьников решению задач 1) Выбор схемы 1) Выбор схемы 2)Выбор вопросов 2)Выбор вопросов 3)Выбор выражений 3)Выбор выражений 4)Выбор условия к данному вопросу 4)Выбор условия к данному вопросу 5)Выбор данных 5)Выбор данных 6)Изменение текста задачи в соответствии с данным решением 6)Изменение текста задачи в соответствии с данным решением 7) Постановка вопроса, соответствующего данной схеме 7) Постановка вопроса, соответствующего данной схеме 8)Объяснение выражений, составленных по данному условию 8)Объяснение выражений, составленных по данному условию 9)Выбор решения задачи 9)Выбор решения задачи
Этапы решения задач I.Восприятие и осмысление задачи //.Поиск плана решения ///.Выполнение плана решения IV.Проверка решения V.Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования) VI.Исследование решения