«Психологический аспект в социализации студентов первого года обучения»
"Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам". Даниель Дефо
Социализация личности приспособление организма к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Цель максимальное включение студентов в социальную и трудовую среду, расширение рамок социальной независимости.
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ Индивидуальная, личностная характеристика устойчивые свойства, черты личности. Ситуативная характеристика состояние стресса; повышенная тревожность; желание быстро найти решение и т.д.
Физиологические особенности студентов: становление характера; смещение ориентации на общение с сверстниками; ориентация на практическую деятельность.
Проблемы студентов отрицательные переживания; неопределенность мотивации выбора профессии; воплощение родительской гиперкомпенсации; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания; отсутствие навыков конспектировать, работать с первоисточниками, дополнительной литературой, справочниками; необходимость развития навыков быстрого и качественного усвоения больших потоков информации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КОЛИЧЕСВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ продолжительность занятия; продолжительность каникул; перегруженность общеобразовательными, специальными дисциплинами. КАЧЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ форма проведения учебных занятий; новые виды работы
Аспекты процесса социализации психолого- педагогический; социально- психологический; мотивационно- личностный; психофизический.
ЭТАПЫ РАБОТЫ Первый этап (сентябрь, октябрь) - оценка соматического и психологического статуса первокурсников. Второй этап (ноябрь, декабрь) – комплексное индивидуально- психологическое обследование студентов, выработка рекомендаций и разработка индивидуальных программ. Третий этап (второй семестр) - коррекционно-просветительская работа со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов, помощь дезадаптированным студентам; консультации и просвещение родителей студентов.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ АДАПТАЦИИ создание условий для познавательно- информационного приспособления студентов к новому окружению. профессиональная подготовка для формирования положительного отношения к выбранной специальности; способствие процессам внутренней интеграции групп студентов- первокурсников и объединение этих групп со студентами других курсов колледжа; подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.
Итог адаптации успешность студента; социальная активность студента; общественная активность студента…
Когда процесс доставляет удовольствие, результат превосходит ожидания… Спасибо за внимание! Мария Николаевна Прозорова, педагог – психолог, преподаватель психологии, ГОУ СПО «Кировский медицинский колледж»