Комфортность одаренного ребенка в образовательном учреждении Дементьева Л.А., ст. преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ
Показатели эффективности и востребованности деятельности социальных педагогов в условиях современной модернизации образования: оценка безопасности вводимых педагогических новаций; социальное и психоэмоциональное благополучия ребенка и его ближайшего социального окружения.
Структура психологической комфортности (Н.П. Бадьина) Организационный компонент (комфортность в предметной среде): 1) удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в ОУ; 2) степень психофизиологического комфорта Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности): 1) мотивация учебной деятельности; 2) мотивация достижения успехов (избегания неудач); 3) уровень притязаний Коммуникативный компонент (комфортность в общении): 1) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик-ученик»; 2) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик- учитель» Личностный компонент (внутриличностная комфортность): 1) преобладающее эмоциональное состояние (в.т.ч. уровень тревожности); 2) уровень самооценки
Диагностика психологических условий школьной образовательной среды интенсивность образовательной среды; эмоционально-психологический климат; удовлетворенность образовательной средой; демократичность образовательной среды; содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов; удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
Приоритетный инновационный проект «Школа психологического комфорта» Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя как дома, которая создает ощущение уверенности и успешности: Оптимизация эргономических и эстетических условий в ОУ. Психологическая оптимизация образовательной деятельности. Оптимизация межличностных отношений в детских, педагогическом коллективах. Оптимизация эмоционально-личностного состояния, развития обучающихся, педагогов.
Модель «Школы психологического комфорта» (МОУ «Сумкинская СОШ» Половинского района) Технология «ППП: понять, принять, помочь», включающая направления: психодиагностика; профилактика и просвещение; социально-педагогическая реабилитация и патронаж детей «группы риска» и неблагополучных семей («круг заботы», метод взаимодействия с сетью социальных контактов, социальное тьюторство - индивидуальный помощник, индивидуальный тьютор,); балинтовские группы для педагогов ОУ.
Работа по технологии «ППП» помогает: изменить стереотип восприятия «трудного» ребёнка, из семьи «группы риска»; конструктивно разрешать конфликтные ситуации; повышать культуру педагогического общения; научиться замечать и анализировать признаки и факты коррекции и развития личности; получить конкретные навыки и умения по установлению доброжелательных отношений с обучающимися и родителями; актуализировать изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект- субъектные отношения.
«Школа – наш дом и нам уютно в нём» (МОУ «Озернинская основная школа» Звериноголовского района) Программа формирования психологической культуры обучающихся, как условия создания психологически комфортных и безопасных условий в учреждении: 1 раздел: Искусство общения (для 1-3 классов). 2 раздел: Введение в человековедение (для 4-5 классов). 3 раздел: Познай себя (для 6-7 классов). 4 часть: Основы психологических знаний (для 8-9 классов).
Социально-психологические (восстановительные) технологии программы примирения с использованием картографии конфликта (данная техника реализуется совместно с членами детского коллектива); «круг заботы» с привлечением людей из социального окружения ребенка; программы примирения между жертвой и правонарушителем (в том числе, криминальные ситуации с участием несовершеннолетних).
Позитивные тенденции, ставшие результатом использования данных технологий: улучшение дисциплины, изменение обстановки в школе; увеличения числа лидеров и помощников социального педагога среди обучающихся; увеличение числа активных помощников в лице родителей. «Передача части ответственности за разрешение конфликтных ситуаций в школе в руки самих подростков-волонтеров позволила развить и поднять школьное самоуправление на совершенно иной уровень» (О.В. Овчинникова, социальный педагог МОУ «Лицей 12» г. Кургана).
Спасибо за внимание!