1 Современный урок. Эффективные технологии обучения и пути их интенсификации Показать принципы эффективного обучения, сформулировать правила эффективного урока
Эффективность в переводе с латинского – «эфектос» – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Уроку- 400 лет. Ян Амос Каменский
3 Семь основных концепций, формирующих основу эффективного обучения. Обучение основано на взаимоотношениях. Обучение естественный процесс. Обучение необходимо. Обучение индивидуально. Обучение это работа. Обучение заразительно. Обучение тесно связано с практикой. Лоуренс Стаут ( Lawrence W. Stout), доктор философских наук, профессор Стокгольмской школы экономики в Риге.
Секреты эффективного урока. = Каждый выбирает лучшее из того, что ему доступно.= 1.В чем конкретно лучше? 2.Лучше, по сравнению с чем? 3.Лучше для кого? В образовательном процессе участвуют многие лица, имеющие различные позиции в этом процессе и, соответственно, свое понимание этого « лучше».
5 Психологические процессы: Внимание Ощущение Восприятие Мышление Воображение Память Прежде чем решить, каким путем пойти на уроке, учитель, подумай о том, какой результат ты хочешь получить, какие качества учащегося тебе необходимо развить?
6 Волшебный якорь урока Волшебный якорь урока. Якорь- действие, слово или образ, который включает ассоциативную цепочку связанных с ними в прошлом чувств и переживаний. Начинай урок с положительного якоря. Положительные эмоции делают обучение успешнее.
Как правильно начать урок? =Желание- это тысяча возможностей, А нежеланье- множество причин.= 1.Всякая деятельность обусловлена мотивом, т.е. имеет ответ на вопрос, почему я делаю именно это. 2.Мотивация- не врожденное, а приобретенное качество. 3.Для создания мотивации необходимо учителю знание психологии своих учеников.
Факторы, влияющие на мотивацию Факторы, влияющие на мотивацию: Семья; Непосредственное окружение; Прежние учителя; Накопленный опыт. a) Уровень озабоченности; b) Оттенки чувств; c) Ощущение успеха; d) Интерес; e) Знание результатов; f) Внутренняя и внешняя мотивация Влияние педагога на факторы мотивации: Данные факторы постоянно взаимодействуют друг с другом. Внеся коррективы в один фактор, мы можем восстановить баланс в системе мотивации.
9 А)Уровень озабоченности: Вы стоите рядом с учеником, который не участвует в уроке. « Эта тема будет в контрольной работе» Итоговый экзамен. Отходите от слишком озабоченного ученика. « Тема трудна, но если внимательно слушать, то вы ее поймете» Множество тестов, где одна низкая оценка не скажется на итоговый результат
10 B) Оттенки чувств: Мотивация Позитивные Негативные Непродуктивная, Неприятная ситуация Нейтральныечувства Определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу.
11 C) Ощущение успеха: 1.Степень трудности учебного задания. 2.Умение педагога дифференцировать задание по мере способности ученика. =Успех- это умение преодолевать планку в « интеллектуальных» прыжках.=
12 D) Интерес: = С интересом не рождаются- его приобретают.= Использование интереса учащегося к самому себе, его имени и примеров из накопленного опыта ребенка. Новизна, которая способна включить « рефлекс внимания» Предостережение: Обилие «яркой мишуры» лишь отвлечет ребенка от учебы.
13 E) Знание результатов: Снабжайте учащихся «оперативной обратной связью» на каждом уроке. Используйте самопроверку ( рефлексию) Комментируйте оценки (необходимы специфические сведения о результатах работы)
14 F) Внутренняя и внешняя мотивация: Цель Учеба ВнутренняямотивацияВнешняямотивация Удовлетворение от самого процесса учебы. Заслужить хорошие отметки; Завершить курс; Выполнить поставленные требования.
15 Условия перехода внешней мотивации во внутреннюю: Если прилагая усилия, вы были озабочены конечным результатом, испытывая при этом приятное чувство, что вы добиваетесь успеха, и если материал был для вас интересен, нов и связан с вашей жизненной ситуацией. Тогда, если учитель дал вам оперативную и специфическую информацию о результатах вашей работы, есть большая вероятность, что вам понравится весь процесс и мотивация внешняя перейдет на внутреннюю.
16 В начале урока должна быть задана мотивация на урок. Создайте причину для учебы, связанную с семантикой ( восприятие речи). Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку. Она берет палку, чтобы добыть банан.
17 Головной мозг человека. =Мы «видим» не глазами, а мозгом= Обработка информации: Синтез, анализ; Выстраивание структуры; Кодирование и декодирование информации. Образное восприятие информации: Интонация речи; Звук голоса; Эмоция; Обобщенный образ объекта. Основная нагрузка
Из теории НЛП Уделять внимание развитию одного из полушарий, «запирая» другое попросту опасно. Человек, у которого основную функцию несет левое полушарие, оказывается в тисках собственной логики. Боязнь ошибки Скудность эмоций Не осознают красоту мира Такие люди, пытаясь избавиться от ограниченности, уходят в запой, принимают наркотики и т.д. Только гармоничное развитие обоих полушарий может сделать человека успешным и счастливым.
19 На уроке загружай и левое и правое полушария. Используй на уроке лево- правополушарный подход. Визуализация изучаемого материала. Эмоциональная выразительность в подачи материала. Нарисовать, то или иное понятие Задание на сравнение. Правильное использование классной доски.
20 Принципы пользования классной доской : 1.Прежде чем написать, объясните: Мы говорим быстрее, чем пишем. Обучающему не надо «угадывать» значение сообщения в процессе его написания. Время написания на доске 3-8 сек, время внедрения информации в «короткую память» 2.Пользуйтесь ключевыми словами и простыми схемами ( как можно меньше слов на доске) 3.Позиция на доске должна отражать связь. 4. Прежде чем написать новое понятие, сотрите старое.
21 Учет разнообразных способов обработки информации в процессе познания. « Главную задачу своей работы я вижу в том, чтобы…» Мир- краски и красоты. « Огромный опыт мне подсказывает…» Мир- звуковая симфония. « Я это нутром чую…» Мир- это чувство полета или давления «Я считаю, что…» Мир- формулы, цифры, схемы
22 Используй на уроке полимодальную речь Учитель, в класс ты должен идти, будучи готовым произнести детям «посмотрите, послушайте, почувствуйте» и дать им такое задание, которые позволили бы одним посмотреть, другим -послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая заключается в нем.
23 Что есть –ошибка? = То, что вы получаете, отражает то, что вы делаете.= Используйте ошибку на пользу себе и ученику. Ошибка- не неудача, ошибка- обратная связь. 1.Благожелательно отнеситесь к неправильному ответу учащихся; 2.Подвести его к правильному ответу; 3.Дать понять, что впоследствии, возвращаясь к той же информации, он будет нести ответственность за правильные ответы.
24 Вновь о ситуации успеха. Сравнивай успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами другого. 1.Любой успех должен быть не только отмечен, но и подкреплен; 2.Позитивное «якорение» успехов позволяет формировать у детей психологию победителя.
Система общения. 1 этап Закономерности развития процесса общения во времени. Установление отношений доверия, контакта с собеседником-рапорт 2 этап Изложение проблемы,которую необходимо решить. 3 этап Поиск решения проблемы 4 этап Достижение цели Время протекания общения
26 Чем рапорт отличается от контакта? Контакт- Контакт- приглашение на танец Рапорт- Рапорт- сам танец, движения в такт.
27 Основной закон общения: За качество общения всегда отвечает инициатор общения! Что значит установить контакт?(рапорт) Это значит присоединится к другому человеку (классу). Чтобы присоединиться к другому, надо хорошо его понимать
28 Фильтры сознания. Обработка поступающей информации Физиологический(индивидуальные особенности) Общественное сознание. ( «Что такое хорошо, и что такое- плохо») Индивидуальные фильтры.(Собственное представление о мире)
29 В течение всего урока поддерживай групповой рапорт (контакт) с классом и индивидуальный рапорт с каждым учеником. 1.Речь; 2.Контакт глаз; 3.Улыбка; 4.Внимание к каждому. Совет психолога: Употребление частицы «не» приводит к противоположному результату
30 Окончание урока. В конце урока необходимо провести так называемую подстройку на будущее. Ученик должен знать, где, когда, при каких обстоятельствах он сможет применить полученные на уроке знания. Иначе- зачем этот урок?