ТЕМА: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ. ЦЕЛИ: РАССМОТРЕТЬ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ И ДАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ. Родительское собрание3 в 4 классе В.
Воспитание _ это… Воспитание – это постоянное, не разовое, привитие каких-то навыков тому, кого воспитывают. Воспитание – это процесс. Воспитание чаще всего направлено на ребенка, домашнее животное, бывает, что на мужа. Но чаще всего воспитываем мы все- таки детей. День за днем, шаг за шагом, дома и в школе ребенку разными путями прививаются различные знания, навыки и умения. Иногда воспитание человека происходит до зрелого возраста.
Виды воспитания. По содержанию воспитания человека выделяются следующие виды воспитания: умственное трудовое физическое нравственное эстетическое правовое половое экономическое экологическое По институциональному признаку выделяются следующие виды воспитания: семейное религиозное социальное асоциальное коррекционное По доминирующим принципам и стилю отношений выделяются следующие виды воспитания: авторитарное свободное демократическое
ДЕФЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СВОЕОБРАЗНЫМ «БРАКОМ» ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ, КОГДА В СИЛУ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПРИЧИН У ОСОБИ НЕ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЭТОЛОГИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ИЛИ ЖЕ, СООТВЕТСТВЕННО, НЕ УСВАИВАЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ АДАПТИВНЫЕ НОРМЫ. ДЕФЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО БЕЗВРЕДНЫМИ, НО МОГУТ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ СУЩЕСТВЕННУЮ ОПАСНОСТЬ, КАК ДЛЯ САМОЙ ОСОБИ, ТАК И ДЛЯ ЕЕ ОКРУЖЕНИЯ И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ. ПРИЧИНАМИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ ИЛИ В СОВОКУПНОСТИ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ: - РАССТРОЙСТВА ЗДОРОВЬЯ ИНДИВИДА (ОСОБИ) - ОСОБЕННОСТИ СРЕДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ СОЦИАЛЬНОМ НАСЛЕДОВАНИИ ДЕФЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ, - ДЕФИЦИТ РЕСУРСОВ, - ИЗДЕРЖКИ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ. Дефекты воспитания
Ошибки в воспитании. Нередко в семье ребёнок исполняет роль, предопределённую для него взрослым. Условно выделяют следующие роли детей в семье: 1) «кумир семьи»; 2) «сокровище»; 3) «паинька»; 4) «болезненный ребёнок»; 5) «ужасный ребёнок», «мучитель»; 6) «козёл отпущения»; 7) «золушка»
Рассмотрим первую роль: «кумир семьи». Как бы ребёнок ни вёл себя, он вызывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется,он играет роль «маминого, папиного, бабушкиного и т. д. сокровища». Она похожа на роль «кумира семьи», но в данном случае ребёнок является не всеобщим, а чьим - то личным кумиром. За навязыванием ребёнку подобной роли может таиться немало сложных психологических причин
Сокровище. Роль чьего – то любимца, навязываемая ребёнку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. В семье образуются «коалиции», например, мамы с ребёнком против папы. Всё это, мягко говоря, проявления педагогической неграмотности и безответственности родителей. Нередко взрослые задают ребёнку вопрос: «Кого ты больше любишь?». Удовлетворяя, таким образом, своё тщеславие, они при этом травмируют ребёнка, воспитывают у него лицемерие и изворотливость.
В некоторых семьях ребёнок исполняет роль «паиньки». Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребёнок: с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. От ребёнка ждут в первую очередь соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением. За это он старшими вознаграждается. Какова же внутренняя жизнь ребёнка, до этого, в сущности, никому в семье нет дела. Не так уж редки случаи, когда ребёнок, образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи неожиданно совершает противоправные поступки. Часто, навязывая ребёнку роль «паиньки» и обязывая его поддерживать семейный престиж, родители тешат своё самолюбие.
Возможна роль «болезненного ребёнка». Конечно, есть немало детей, здоровье которых требует особого внимания. Однако можно наблюдать и такую картину: долго болевший ребёнок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми детьми, однако кто–то в семье упорно считает его слабым, болезненным и требует от остальных того же отношения к нему. Видимо, взрослым не удаётся или не хочется ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребёнком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него (режим, лекарства и т. д.), чем искать новые формы контакта. Все перечисленные роли называем позитивными
Прежде всего, необходимо выделить роль «ужасного ребёнка». Ребёнок, вынужденный играть эту роль (ибо таковы ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряжённые ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишён чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия «назло взрослым». Все в семье призывают его к порядку бесконечными выговорами.Теперь рассмотрим негативные роли, с помощью которых фиксируется наказаниями. Поскольку уже часто это не эффективно, ребёнок кажется взрослым ещё более «ужасным». Так у него появляется роль «мучителя»
Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать родственные души среди других. Найдите время поговорить с ребенком, почитать ему, что-то обсудить.
Памятка – советы родителям «Азбука воспитания» Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить. Не будьте безразличными. В воспитании не должно быть слишком много строгости. Не балуйте детей. Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль. Хорошее воспитание не зависит от количества денег. Не стройте «наполеоновские» планы. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения. Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.
Афоризмы и цитаты по теме «Воспитание» Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. - А. Чехов Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. – Конфуций Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине уже не можем обрести его вновь. - Ж. Лабрюйер Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание. - И. Кант Воспитание - это учебный процесс, в начале которого ребенка учат говорить, а в конце - молчать. - Л. Левинсон Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком. - Конфуций