Репрезентации моделей родительства: на примере глянцевых журналов Студентка 3-го курса Маргарян М.А. НУГ «Семья и социальные неравенства». НИУ-ВШЭ СПб 2013
Исследование Исследовательская проблема - анализ содержания современного родительства Цель исследования - выявление моделей родительства в массовой культуре Объект – глянцевые журналы для родителей
Глянцевый журнал - это иллюстрированное периодическое печатное издание, высокого полиграфического качества, самой разнообразной тематики.
Типы глянцевых журналов для родителей: Периодичность (ежемесячные; 11 раз в год; 10 раз в год; 4 раза в год) Тираж Стоимость (50 – 100 рублей) Издательство
Документальная база: Коммерческий глянец: «Лиза. Мой ребенок» Социальный глянец «Мамин журнал» «Папин журнал»
Задачи глянцевых журналов: Коммерческий глянец: получение прибыли Социальный глянец: просветительская «важным для нас является момент донесение достоверной и актуальной информации для мужчины и женщины на определённом сроке беременности, для родителей с детьми определённого возраста»* *редактор «Маминого журнала» и «Папиного журнала» Стиль: Коммерческий глянец: Публицистический Инструкции; алгоритмы Реклама 45%-50% Социальный глянец научно-популярный Трансляция знаний Реклама 10%-15%
Адресаты: Коммерческий глянец «журнал для мамы и папы» журнал для массового потребления Социальный глянец ответственные отцы и матери журнал, требующий компетентности в определенных сферах знаний
Тематические блоки (рубрики): Сходства: рубрики, посвященные общим знаниям о родительстве рубрики о практиках родительства Отличия: научно – просветительские статьи ( соц. гл.) психологические статьи (комм. гл.)
Материнство Родительство = материнство Кормление ребенка для матери – ежедневная рутинная практика Статьи о прикорме и режиме все обращены к матерям «Самые выгодные инвестиции – это вложение молока в ребенка» Уинстон Черчилль [Мамин Журнал 2 стр.56] «во время естественного кормления чувство молодой мамы к малышу наиболее ярко выражено. Сегодня доказано, что грудное молоко - это не просто набор белков, витаминов и минеральных веществ, это, по словам академика Р. П. Нарциссова «материализованная нежность матери» » [Лиза. Мой ребенок 1 стр.46 ]
Отцовство Отец в социальном глянце становится участником питания. «Попробуйте увлечь вашего ребенка кулинарным искусство. Освойте вместе с ним какой-нибудь экзотический рецепт» [Папин журнал 9, стр. 41] «Некоторые любители японской кухни считают, что суши удаются, только если сделаны мужскими руками – мол, у женщин температура неподходящая, утверждение спорное. Гораздо меньше сомнений в том, что блюда с сырой и полусырой рыбой – неудачный выбора в качестве детского питания» [Папин журнал 2, стр. 52]
Детско - родительские отношения Ребенок - субъект «Готовить ужин не менее важно, чем завязывать шнурки! Подключайте малыша к домашней работе, пусть и просто в роли советчика» [Лиза. Мой ребенок 6, 2011] «Хотите научить своего ребенка смело экспериментировать на кухне, но боитесь доверить ему ответственные котлеты? Предложите сделать Берриджус!» [Папин журнал 9, стр. 62]
Выводы: коммерческий глянец репрезентирует традиционную модель родительства, так как рубрики ориентированы в основном на матерей. социальный глянец ориентирован как на мам так и на пап,(т.к. разделен на два журнала «Мамин» и «Папин»), он предоставляет выбор родителям, предполагает самореализации в роли матери и в роли отца
Спасибо за внимание!