Презентация к педсовету Якимова Людмила Александровна учитель химии и биологии, высшая категория. МКОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1» г. Кирова.
Тема: Здоровьесбережение педагога
Здоровый педагог – здоровые дети.
Статистика 54 % педагогов – нарушения массы тела 70% педагогов – нарушения опорно- двигательной системы Нервно-психические нарушения: после 10 лет стажа работы – 35% после 15 лет стажа работы – 40% после 20 лет стажа работы – 50%
5 компонентов здоровья: Физическое здоровье Психологическое здоровье Нравственное здоровье Социальное здоровье Профессиональное здоровье
Профессиональное здоровье педагога. Способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, рягуляторные механизмы, которые обеспечивают трудоспособность, эффективность и развитие личности педагога в условиях протекания педагогической деятельности.
Синдром эмоционального выгорания. Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей « разрядки », или « освобождения » от них.
Стадии выгорания: Фаза напряжения – это запускающий механизм эмоционального выгорания, приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и переживаний, состояние тревожности, неудовлетворенности. Фаза резистенции – попытка оградить себя от неприятных впечатлений, антипатия, раздражение по отношению к коллегам и детям. Фаза истощения – общее падение энергетического тонуса, ослабление нервной системы, безразличие.
Статистика в нашей школе:
Не сложилась 67% Формирование 30% Сформирована 3%
Доминирующие симптомы. Название симптомаПроцент 1. Неадекватное эмоциональное реагирование26% 2. Переживание психотравмирующих обстоятельств26% 3. Эмоциональный дефицит11% 4. Экономия эмоций11% 5. Неудовлетворенность собой11% 6. Личностная отстраненность7% 7. Психосоматические нарушения7% 8. «Загнанность в клетку»7%
Причины возникновения СЭВ.
Внешние факторы: Специфика профессиональной педагогической деятельности – повышенная ответственность в выполнении своих профессиональных функций перед администрацией, коллегами, обществом. Высокая эмоциональная включенность в деятельность – сопереживание, сочувствие, эмоциональные перегрузки. Перегруженность рабочей недели. Низкая оплата труда. Неудовлетворенность работой. Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом. Несоответствие результатов затраченным силам. Преобразования в области образования. Однополый состав коллектива. Неблагополучная атмосфера в педколлективе. Жесткие временные рамки деятельности ( урок, четверть, год).
Внутренние факторы: коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких; материальные затруднения; личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами; отсутствие нормальных жилищных условий; недостаток внимания, уделяемого домочадцами; неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Типы личности, которым угрожает СЭВ: "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Проявления СЭВ: Физические симптомы: резкое повышение утомляемости хроническая усталость головные боли восприимчивость к изменениям внешней среды изменение артериального давления астения (бессилие, слабость) ограничение движений в шее, боли в спине непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость увеличение или потеря веса одышка бессонница
Эмоциональные: пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины
Поведенческие: желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств
Интеллектуальные: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам.
Социальные: низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома
Зависимость СЭВ от стажа работы: Стаж 7-10лет - 50 % Стаж 15-20лет – 22% Стаж 10 – 15 лет – 11% ( выработаны способы саморегуляции и защиты) Стаж 1 – 3 лет -8% Кризисный возраст – 40 лет
Как избежать СЭВ? Рекомендации: Оптимистично, позитивно относиться к себе, к людям и к жизни вообще. Рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Не пытаться быть лучшими всегда и во всем. Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой. Быть общительным, открытым, мобильным. Но в то же время находить время, чтобы побыть наедине с собой. Заботиться о своем физическом здоровье.
Естественные способы регуляции организма: Баня Массаж Правильное питание Сон
Танцы Природа Спорт
Способы саморегуляции Смех, улыбка, юмор Наблюдение за пейзажем за окном; Рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; Размышления о хорошем, приятном; Чтение молитв, стихов
Зрительные образы лес облака цветы
Слуховые образы
Осязательные образы вкус запах брызги воды
Управление дыханием. Управление тонусом мышц. Высказывания похвалы себе и окружающим просто так.
Профессия педагога многократно усиливает наше «обязан». А лучше заменить «обязан» на « я выбираю»: выбираю любимый труд, возможность видеть сияющие глаза детей. Если учитель не понимает себя, он не может чувствовать ребенка!
Будьте здоровы,учитесь чувствовать, понимать себя и управлять собой!