Учитель литературы высшей квалификационной категории МОУ гимназия 3 Советского района г. Воронежа Основные направления деятельности педагога: духовно-нравственное и патриотическое воспитание; развитие познавательной и творческой активности обучающихся; работа с одарёнными детьми.
проектно-исследовательская технология; игровая технология; развивающее обучение; личностно ориентированное обучение; информационно-коммуникационные технологии; дифференцированное обучение; технология «Дебаты»; проблемное обучение; творческая мастерская. читательская; культуроведческая; речевая; коммуникативная. активизация познавательной деятельности обучающихся; развитие личностного потенциала обучающихся; повышение уровня речевой и общей культуры; развитие рефлексивных навыков; улучшение качества письменных творческих работ обучающихся; приобретение позитивного опыта общения со сверстниками; стабильный рост качества знаний:
Автор 64 статей по методике преподавания литературы, опубликованных в изданиях регионального и федерального уровня: сборниках ВОИПК и ПРО; журналах «Литература в школе», «Русский язык в школе», «Русская словесность»; газета «Литература»; сборниках «Я иду на урок» («Первое сентября»). Опыт проведения нестандартных уроков литературы, применения инновационного подхода в обучении изложен в книге: Харитонова О. Н. Учение с увлечением. Творческие уроки литературы в школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», с. (Библиотека учителя).
Харитонова О.Н. разработала 55 сценариев интеллектуальных турниров для школьников по произведениям русской и зарубежной литературной классики. Опытом применения игровых технологий она поделилась в книгах: Москва: «Айрис-пресс», – 224 с. Ростов-на-Дону: «Феникс», – 252 с. Ростов-на-Дону: «Феникс», – 349 с. Ростов-на-Дону: «Феникс», – 349 с.
2007 – 2008 гг. (11 «А», 11 «Г» кл.) 1. Булгаковская Москва. 2. Символика в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». 3. Образ Дон Жуана в поэзии Серебряного века. 4. Проблема авторства романа «Тихий Дон». 5. Жанр святочного рассказа в русской литературе XIX и XX веков гг. (5 «А» класс) 1. Художественное своеобразие и герои книги Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». 2. «Тот самый Мюнхгаузен» – 2010 гг. (6 «А» класс) 1. Страницы истории в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 2. История создания и система образов книги Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес ». Темы проектов Учитель и учащиеся с удовольствием инсценируют литературные произведения и сказки.
Ученица 10 класса Кругляк В. стала лауреатом регионального этапа Всероссийского конкурса «Пока в России Пушкин длится…» (2007). Ученики 6 «А» класса приняли активное участие в городском фестивале «Ты и я с книгой лучшие друзья» и завоевали 3 место в конкурсе «Лучшая детская книга» под судейством детского жюри» (2010). Ученица 6 класса Конивец А. заняла 3 место в конкурсе «Знатоков детской книги» и стала лауреатом конкурса рецензий в рамках фестиваля «Ты и я с книгой лучшие друзья» (2010). Ученики 11 «А» класса - постоянные участники краеведческих чтений в областной библиотеке имени И.С. Никитина г. Под руководством Харитоновой О.Н. ученики подготовили публикации: Лынова Ю. – в газете «На перекрестке» (стихи, пародии); Волкова А. – статьи в газетах «На перекрестке» и «Молодой коммунар»; Никитина Ю. и Брагина А. – статьи в сборниках ВГУ и газете «Литература» («Первое сентября»). Ученица 11 «А» класса Лынова Юлия стала победителем районного конкурса «Ученик, прославивший район» в номинации «Литература» (2008). В настоящее время Юля – студентка 3 курса филологического факультета ВГУ. Ученики Харитоновой О.Н. принимают участие в конференциях, проводимых Научным обществом учащихся ВГУ. Награды обучающихся: Лынова Ю. – дипломы I и III степени (2007, 2008), Кругляк В. – диплом III степени (2008), Самодурова А. – почетная грамота (2008). 5 выпускников 2008 года избрали филологическую специальность: Лынова Ю., Кузнецова М. – филфак ВГУ; Волкова А., Макарова А., Сахарова О. – факультет журналистики ВГУ. Крылова Е. и Гончаров А. учатся на актерском отделении Воронежской академии искусств.
Лауреат Всероссийского конкурса «Грибоедову посвящается…» (1995) Лауреат журнала «Литература в школе» (1997) Лауреат конкурса «Я иду на урок» газеты «Литература»(«Первое сентября») (2001) Победитель областного тура Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» (2005) Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках нацпроекта «Образование» (2007) Участие в конкурсах профессионального мастерства Победитель городского конкурса методических разработок «Я иду на урок» (2008) Лауреат регионального конкурса «Платонов и его эпоха» (2009) Лауреат (3 место) регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2010) Победитель конкурса «Учитель словесности 2010» (журнал «Подъём») (2010) Участник конкурса лучших учителей РФ в рамках нацпроекта «Образование» (2010) Победитель гимназических конкурсов методических разработок «Творить всегда, творить везде» (2008, 2009, 2010, 2011) Участник Всероссийской научно- практической конференции «Учитель: радость творчества, радость труда» (ВГУ, 2010) Участник творческой встречи учителей г. Воронежа «Опыт мастеров – в практику каждого» (2010)