1 Дальневосточный Международный Экономический Форум Опыт Сбербанка России в финансировании проектов транспортной отрасли.
2 Сбербанк России сегодня Крупнейший банк России и Восточной Европы: Показатели на 1 июля 2006 года: Активы Банка:2 933 млрд. рублей (~109 млрд. $). Активы Банка: млрд. рублей (~109 млрд. $). Сумма активов Банка превышает четвертую часть активов российского банковского сектора. Сумма активов Банка превышает четвертую часть активов российского банковского сектора. Кредитный портфель Банка:2 175 млрд. рублей (~81 млрд. $). Кредитный портфель Банка: млрд. рублей (~81 млрд. $). Доля Банка на рынке кредитования юридических лиц:32%. Доля Банка на рынке кредитования юридических лиц: 32%. Доля просроченной задолженности:1% Доля просроченной задолженности: 1% Лимит риска на одного заемщика: 78 млрд.рублей (~2.9 млрд.$) Лимит риска на одного заемщика: 78 млрд.рублей (~2.9 млрд.$) Чистая прибыль за I полугодие 2006 года:41 млрд. рублей. Чистая прибыль за I полугодие 2006 года: 41 млрд. рублей.
3 Сбербанк России сегодня Универсальный коммерческий банк: Оказывающий полный спектр банковских услуг, в т.ч.: Коммерческое кредитование, Коммерческое кредитование, Инвестиционное кредитование, Инвестиционное кредитование, Проектное финансирование. Проектное финансирование. Крупнейшая филиальная сеть в России: Филиальная сеть банка покрывает всю территорию страны. Отделения Банка присутствуют во всех регионах России (более филиалов). Международные инвестиционные рейтинги Банка: Fitch Ratings: ВВВ+ ; Moody's: А2 (рейтинг международных облигаций Банка). Moody's: А2 (рейтинг международных облигаций Банка).
4 Кредитный портфель Сбербанк России демонстрирует устойчивый рост объемов кредитования юридических лиц на протяжении последних 7-ми лет Доля проектного финансирования в долгосрочном кредитном портфеле Банка по состоянию на составляет 19%. В т.ч.: Инвестиционное кредитование и проектное финансирование млрд. руб. Кредитование юридических лиц всего, млрд. руб.
5 Торговля и общественное питание Прочие Связь Транспорт Сельское хозяйство Промышленность 42% Кредитный портфель
6 Инвестиционное кредитование и проектное финансирование Банк постоянно наращивает объемы операций ИК и ПФ предприятий реального сектора экономики. Банк постоянно наращивает объемы операций ИК и ПФ предприятий реального сектора экономики. Прирост ссудного портфеля Банка в части операций ИК и ПФ составляет более 50% в год. Прирост ссудного портфеля Банка в части операций ИК и ПФ составляет более 50% в год. Одним из конкурентных преимуществ Сбербанка России является возможность предоставления кредитов на длительные сроки. Одним из конкурентных преимуществ Сбербанка России является возможность предоставления кредитов на длительные сроки. Долгосрочные кредиты могут быть предоставлены Банком сроком до 10 лет с льготным периодом по уплате основного долга на инвестиционной фазе проекта. Долгосрочные кредиты могут быть предоставлены Банком сроком до 10 лет с льготным периодом по уплате основного долга на инвестиционной фазе проекта. Текущая рыночная доля Банка в сегменте долгосрочного кредитования национальной банковской системы составляет более 50%. Текущая рыночная доля Банка в сегменте долгосрочного кредитования национальной банковской системы составляет более 50%.
7 Инвестиционное кредитование Проектное финансирование Финансирование лизинговых операций Размещение корпоративных облигационных займов Кредитование импорта оборудования под страховое покрытие зарубежных экспортных кредитных агентств. Предоставление банковских гарантий, в т.ч. по международным обязательствам клиента Кредитование в рамках государственных программ субсидирования процентных ставок Предлагаемые Сбербанком России банковские продукты в области финансирования инвестиционных проектов: Инвестиционное кредитование и проектное финансирование
8 «Сибирь» «КрасЭйр» «ЮТ Эйр» «Владивосток Авиа» «Дальавиа» Порт «Приморск» Международный аэропорт «Шереметьево» Международный аэропорт «Внуково» «РЖД» «Транснефть» «Северстальтранс» «ММК-Транс» Морской порт «Санкт- Петербург» Новороссийский морской торговый порт Фирма «Трансгарант» Новая перевозочная компания Ведущие компании транспортной отрасли – клиенты Сбербанка России
9 Высокая степень физического и морального износа портовых мощностей по обслуживанию судов и перевалке грузов. Узость припортовых железнодорожных подъездов. Недостаточная для обслуживания крупнотоннажных судов глубина фарватеров. Практически полное отсутствие внепортовых (тыловых) терминалов, предназначенных для выполнения сопутствующих операций по обработке, хранению и ремонту контейнеров. Большая продолжительность согласования проектов по модернизации портовой инфраструктуры и прохождения различного рода государственных экспертиз. Пример: «Финансирование проекта портовой инфраструктуры» Основные проблемы развития портовой инфраструктуры России:
10 Основные характеристики проекта 1.Наименование проекта: Расширение нефтепродуктового терминала 2.Стоимость проекта - свыше 200 млн. USD 3.Объем заемных средств - 60 млн. USD 4.Cрок кредитования - до 5-ти лет 5.Заемщик - действующая компания 6.Соотношение собственных и заемных средств – 70/30 7.Особенности проекта: один из крупнейших частный инвестиционных проектов в сфере портовой инфраструктуры на Северо-Западе России; стратегическое значение проекта заключается в создании нефтепродуктового терминала, способного конкурировать с портами Прибалтики; впервые в истории Сбербанка России были оформлены ипотеки участка земли и причала как самостоятельных объектов залога. Пример: «Финансирование проекта портовой инфраструктуры»
11 Риски проекта: 1. Риск недофинансирования 2. Риск увеличения сроков строительства Способы снижения рисков: 1. Гарантией полного и своевременного вложения инициатором собственных средств в проект выступили акции заемщика-действующего предприятия, которые были приняты в залог (в том числе по сделке РЕПО) 2.Строительная организация- генподрядчик была определена по итогам тендера. В обеспечение ее обязательств была предоставлена гарантия одного из крупнейших московских банков. Пример: «Финансирование проекта портовой инфраструктуры»
12 Физически и морально устаревшие аэропорты не соответствуют требованиям пассажиров и авиакомпаний; Взлетно-посадочные полосы находятся в собственности государства и требуют срочного ремонта; Отсутствует конкуренция на рынке топливо-заправочных услуг, что приводит к росту стоимости топлива; Необходимо увеличивать неавиационные доходы в соответствии с мировыми тенденциями развития аэропортовой деятельности; Транзитный пассажиропоток московских аэропортов, имеющих общероссийское значение, плохо организован; Отсутствует система транспортного сообщения между московскими аэропортами. Пример: «Строительство международного пассажирского терминала» Основные проблемы развития аэропортовой инфраструктуры:
13 Основные характеристики проекта 1.Стоимость проекта – около 50 млн. EURO 2.Объем заемных средств – 24 млн. EURO 3.Cрок кредитования – 7 лет 4.Заемщик – специально созданная компания 5.Соотношение собственных и заемных средств – 52/48 6.Особенности проекта: проект является одним из крупнейших за последние годы в России в области инфраструктуры авиационного транспорта; один из акционеров проектной компании – Правительство города; проект стал первым этапом комплексной реконструкции всего аэропортового комплекса. Пример: «Строительство международного пассажирского терминала»
14 Риски проекта: 1. Риск недофинансирования проекта 2. Маркетинговый риск Способы снижения рисков: 1.Для обеспечения своевременного и полного вложения инициаторами проекта собственных средств в проект, было предоставлено поручительство крупной сырьевой компании, деятельность которой не связана с проектом. 2.Для снижения рыночного риска в заклад были приняты векселя компании, на которую приходится основная масса доходов аэропорта. Доходы этой компании являются резервным источником погашения кредита. Пример: «Строительство международного пассажирского терминала»
15 Авиакомпании не обладают достаточными средствами для самостоятельного обновления парка воздушных судов; Авиазаводы не имеют достаточных оборотных средств для закупки материалов и комплектующих, т.к. объемы производства остаются ниже приемлемых; Завод может получить кредит только после подтверждения твердого заказа и платежеспособности покупателя-лизинговой компании; Лизинговые компании не имеют достаточно средств для самостоятельной достройки самолетов (обычно около 50%); Лизинговые компании имеют узкий круг клиентов – каждая лизинговая сделка может быть профинансирована банком только после анализа рисков и финансового состояния авиакомпании – лизингополучателя. Пример: «Финансирование лизинга самолетов» В этой связи каждая сделка рассматривается индивидуально по следующей схеме:
16 Завод- изготовитель ЛизингодательЛизингополучатель Кредит на строительство самолета Кредит на уплату авансового платежа Продажа самолетов Передача самолетов в лизинг Кредит на рефинансирование затрат по покупке самолета Пример: «Финансирование лизинга самолетов»
17 Пример: «Финансирование лизинга самолетов» Основные характеристики проекта 1.Стоимость проекта – около 31 млн. USD 2.Срок лизинговой сделки – 15 лет 3.Объем заемных средств – 15 млн. USD 4.Cрок кредитования – 7 лет 5.Заемщик – лизинговая компания 6.Соотношение собственных и заемных средств – 50/50 7.Проект реализуется в рамках государственной программы по поддержке лизинга российской авиатехники.
18 Риски проекта: 1. Риски лизингополучателя Способы снижения рисков: обладая достаточной ликвидностью, предмет залога может быть относительно быстро передан в лизинг другой авиакомпании. Пример: «Финансирование лизинга самолетов» 2. Риски лизингодателя 3. Риски завода-изготовителя поручительство/гарантия. Авиакомпания несет ответственность по обязательствам лизингодателя в случае неисполнения обязательств лизингополучателя по договору лизинга. возможность передачи прав по договору лизинга дочерней лизинговой компании Банка. Кредит предоставляется после принятия решения о финансировании покупателя – лизинговой компании.
19 Контактная информация Сбербанк России Управление проектного финансирования Россия, , Москва, ул. Вавилова, д.19. Тел.+7 (495) 747–36–07, 957–56–07 Факс+7 (495) 957–55–61 Директор УПФ – Волохов С.В. Заместитель Директора УПФ – Уфимцев А.Г. Начальник отдела ОФРП – Мережко И.А.