Конкурентная среда на рынке банковских услуг: региональный аспект Федеральная антимонопольная служба Сочи, сентябрь 2010
2 Состояние конкурентной среды в субъектах Российской Федерации Рынок кредитов Рынок депозитов 2009 год высокая концентрация в 55 субъектах РФ умеренная концентрация в 28 субъектах РФ 2008 год высокая концентрация в 52 субъектах РФ умеренная концентрация в 31 субъекте РФ 2009 год высокая концентрация в 70 субъекте РФ умеренная концентрация в 12 субъектах РФ 2008 год высокая концентрация в 80 субъектах РФ умеренная концентрация в 3 субъектах РФ Конкуренция снизилась незначительно (показатели концентрации повысилась в 3 регионах ) Конкуренция усилилась значительно (показатели концентрации снизились в 9 регионах)
3 Статистика нарушений антимонопольного законодательства Рост числа дел на финансовых рынках до 23 % от общего количества дел, возбужденных ФАС России 713 (15%) 178 (25%) 1182 (18%) 1452 (23%) 243 (17%) 447 (38%) 15%, 18%, 23 % – от общего количества дел, возбужденных ФАС России 25%, 38%, 17% – от общего количества дел на финансовых рынках
4 Статистика нарушений антимонопольного законодательства (продолжение) Злоупотребление финансовой организацией доминирующим положением (статья 10 Закона о защите конкуренции) Соглашения/согласованные действия финансовых организаций (статья 11 Закона о защите конкуренции)
5 Статистика нарушений антимонопольного законодательства (продолжение) Нарушение порядка отбора финансовых организаций(статьи Закона о защите конкуренции) Недобросовестная конкуренция (статья 14 Закона о защите конкуренции)
6 За период действия Закона о защите конкуренции совместными Комиссиями с участием представителей Банка России (статья 40 Закона о защите конкуренции) рассмотрено: в ФАС России – 9 дел в территориальных органах ФАС России – 374 дела, при этом в стадии рассмотрения – 16 дел Дела о нарушении Закона о защите конкуренции рассматривались совместными комиссиями в каждом федеральном округе Наибольшее количество дел рассмотрели: Дела не рассматривались или находятся в стадии рассмотрения менее чем в половине территориальных органов ФАС России Рассмотрение дел совместно с Банком России Нижегородское УФАС – 11 Саратовское УФАС – 31 Чувашское УФАС – 20 Якутское УФАС – 13 Астраханское УФАС – 14 Башкортостанское УФАС – 89 Калининградское УФАС – 41 Мордовское УФАС – 31 Московское УФАС – 33
7 Проблемы развития рынка платежей Ограничение потребителей в выборе кредитной организации для уплаты и получения денежных средств контроль за действиями органов власти и государственных внебюджетных фондов контроль за соглашениями хозяйствующих субъектов, в том числе кредитных организаций В сфере внимания - услуги ЖКХ (штрих-коды в платежных документах вместо банковских реквизитов); уплата налогов, пеней и штрафов; получение пенсий и иных социальных выплат Установление доминирующими кредитными организациями монопольно высоких или низких цен на платежные услуги Предоставление Администрациями преференций отдельным банкам при реализации проектов «Социальная карта»
8 Правоприменительная практика ФАС России Сбербанк России ОАО МКБ «Одинбанк» (ООО) ФГУП «Почта России» МУП «Управление жилищного хозяйства» ОАО «Одинцовская теплосеть» ОАО СЭУ «Трансинжстрой» ОАО «Одинцовский водоканал» + МУП «Информационно-расчетный центр» + заключены трехсторонние договоры о приеме платежей физических лиц с применением штрих- кодовой технологии, без указания банковских реквизитов получателя платежей Ограничение конкуренции на рынке платежей физических лиц г.Одинцово жители г.Одинцово ограничены в возможности оплаты услуг ЖКХ в выбранной ими кредитной организации
9 ФАС России признал компании нарушившими часть 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашений, которые приводят к ограничению конкуренции дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения ФАС России выявил признаки нарушения Закона о защите конкуренции в действиях тарифных органов в тарифы на услуги ЖКХ включены комиссии за услуги по приему платежей, оказываемые Сбербанком России ОАО, МКБ «Одинбанк» (ООО) и ФГУП «Почта России» Указанные банки и ФГУП «Почта России» поставлены в преимущественное положение на рынке платежей физических лиц в г.Одинцово по сравнению с их конкурентами Правоприменительная практика ФАС России (продолжение)
10 Правоприменительная практика территориальных органов ФАС России Взаимодействие банков и страховщиков, включая страхование в сфере ипотеки Сотрудничество банков с оценочными компаниями: применяются нормы о запрете злоупотребления доминирующим положением и заключения ограничивающих конкуренцию соглашений Рынок платежей Недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг и преференции со стороны органов власти В сфере внимания территориальных органов ФАС России
11 Правоприменительная практика территориальных органов ФАС России (продолжение) Красноярское УФАС признало банк нарушившим статью 14 Закона о защите конкуренции в части ведения недобросовестной конкуренции Законность решения УФАС подтверждена в апелляционной инстанции Сбербанк России ОАО заемщикам разосланы письма, в которых со ссылкой на ухудшение экономической ситуации, предложно: перейти на полное обслуживание в банк закрыть расчетные счета в других банках внедрить зарплатный проект подключить систему Сбербанк-клиент При этом заемщики предупреждены об использовании банком права повысить процентные ставки по всем действующим договорам в случае несогласия
12 Правоприменительная практика территориальных органов ФАС России (продолжение) Челябинское УФАС признало банк и 36 страховых компаний нарушившими пункты 4,5,8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции Законность решения Челябинского УФАС подтверждена в двух судебных инстанциях Банк перечислил в федеральный бюджет незаконно полученный доход в размере тыс. рублей + 36 страховых компаний заключены ограничивающие конкуренцию соглашения, в результате которых заемщикам банка навязывались невыгодные условия ипотечного кредитования
13 Правоприменительная практика территориальных органов ФАС России по пресечению нарушений при реализации проектов «Социальная карта» предоставлены необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям ограничена возможность участия иных кредитных организаций в проекте «Социальная карта» Сбербанк России ОАО Правительство Астраханской области ОАО «УРАЛСИБ» Министерство труда Республики Башкортостан
14 Региональные аспекты развития системы универсальных электронных карт Федеральный закон от ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Субъекты РФ проводят конкурсы по отбору банков, электронное приложение которых будет использоваться в универсальных электронных картах граждан – «молчунов» Банки выбираются из числа, заключивших договор с ОАО «Универсальная электронная карта» Ущемление интересов банков во время конкурсного отбора – предмет для рассмотрения территориальных органов ФАС России
15 Спасибо за внимание!