«Опрос граждан на муниципальном уровне» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (РНЦГМУ) Светлана Николаевна Юркова, к.т.н , Москва Г-69, Трубниковский пер., 19 (495) (495)
Опрос граждан: общие положения Опрос является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Опрос проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Результаты опроса носят рекомендательный характер
Основные принципы, на которых основан опрос граждан 1. Жители муниципального образования участвуют в опросе непосредственно. Каждый житель муниципального образования, участвующий в опросе, имеет только один голос. 2. Участие в опросе является свободным и добровольным. Во время опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 3. Подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляется открыто и гласно. 4. Мнение граждан муниципального образования, выявленное в ходе опроса, носит для органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендательный характер.
Виды опроса граждан 1. Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого голосования в течение одного или нескольких дней. 2. Тайное голосование проводится по опросным листам в пунктах проведения опроса. 3. Поименное голосование проводится по опросным листам или опросным спискам в пунктах проведения опроса и (или) по месту жительства участников опроса. 4. Опрос может также проводиться в форме открытого голосования на собраниях жителей.
Инициаторы проведения опроса Опрос по вопросам местного значения проводится по инициативе представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования. Опрос по вопросам изменения целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения проводится по инициативе органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Принятие решения о назначении опроса Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: 1) дата и сроки проведения опроса; 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; 3) методика проведения опроса; 4) форма опросного листа; 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. Опрос проводится не ранее одного месяца и не позднее шести месяцев со дня принятия решения о проведении опроса.
Функции комиссии по проведению опроса - организация исполнения соответствующего Положения при проведении опроса; - организация оповещения жителей о вопросе (вопросах), выносимом на опрос, порядке, месте, периоде (дате) проведения опроса; - оборудование участков опроса; - установление формы и обеспечение изготовления опросных списков и опросных листов; - организация проведения голосования жителей при опросе в соответствии с установленным Положением об опросе порядком; - установление результатов опроса; - взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями и представителями средств массовой информации; - осуществление иных полномочий в соответствии с Положением об опросе.
Списки граждан, имеющих право на участие в опросе В список участников опроса включаются жители, имеющие право на участие в опросе, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования. В поселении список составляется комиссией по домам и улицам. В муниципальном районе список составляется комиссией отдельно по каждому поселению, входящему в его состав. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц) и адрес места жительства участника опроса. В качестве списка участников опроса может быть использован список избирателей. Список участников опроса составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем комиссии.
Опросный лист В опросном листе содержится точно воспроизведенный текст вынесенного на опрос вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "ЗА" или "ПРОТИВ", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на опрос нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи или какого-либо пункта, вынесенного на опрос проекта нормативного правового акта, тоже последовательно нумеруются. Опросный лист, применяемый для поименного голосования, должен иметь свободное место для внесения данных о голосующем. Опросный лист содержит разъяснение о порядке его заполнения. Форму опросного листа устанавливает комиссия. В правом верхнем углу листа ставятся подписи двух членов комиссии.
Опросный список Опросный список представляет собой таблицу, в графы которой включаются данные о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, месте жительства, серии и номере паспорта или заменяющего его документа участников опроса. Справа от этих граф под точно воспроизведенным текстом вопроса (вопросов), вынесенного на опрос, указываются варианты ответа голосующего словами "За" или "Против" и оставляется место для подписи участников голосования. При вынесении на опрос нескольких вопросов они располагаются в опросном листе последовательно. Опросный список подписывается председателем и секретарем комиссии на каждой странице.
Установление результатов опроса 1. После проведения опроса комиссия подсчитывает результаты голосования. На основании полученных результатов составляется протокол, в котором указываются следующие данные: а) общее число граждан, имеющих право на участие в опросе; б) число граждан, принявших участие в опросе; в) число записей в опросном списке, оказавшихся недействительными; число опросных листов, признанных недействительными; г) количество голосов, поданных "За" вопрос, вынесенный на опрос; д) количество голосов, поданных "Против" вопроса, вынесенного на опрос; е) одно из следующих решений: - признание опроса состоявшимся; - признание опроса несостоявшимся; - признание опроса недействительным; ж) результаты опроса (вопрос считается одобренным, если за него проголосовало более половины участников опроса, принявших участие в голосовании).
Результаты опроса Результаты опроса доводятся комиссией по проведению опроса до населения через средства массовой информации не позднее 10 дней со дня окончания проведения опроса. Результаты опроса учитываются при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления решений, противоречащих результатам опроса, указанные органы обязаны в течение 10 дней после принятия решения довести через средства массовой информации до населения причины принятия такого решения.
Финансовое обеспечение проведения опроса Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: 1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления; 2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Благодарю за внимание Светлана Николаевна Юркова , Москва Г-69, Трубниковский пер., 19, к (095) (095) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (РНЦГМУ)