Планы рабочей группы при Президенте РФ по совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях на год Елена Антоновна Абросимова, к.ю.н., доцент юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, Москва
Рабочая группа при Президенте РФ Создана для работы над поправками в законодательство о НКО по итогам обсуждения вопросов развития гражданского общества и проблем законодательства об НКО между Президентом РФ Д.А.Медведевым и членами Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ на заседании Совета 15 апреля 2009 года Указ о создании подписан 8 мая 2009 года
Этапы реформирования законодательства об НКО Первый этап (апрель – июнь 2009 года) - поправки в ФЗ о НКО о государственном контроле за НКО – в части регистрации, отчетности, проверок, приостановления деятельности и ликвидации Второй этап (июнь – декабрь 2009 года) - поправки, касающиеся экономической деятельности НКО, принятие Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации в годах Третий этап ( годы) – правовое регулирование экономической деятельности НКО в сфере налогообложения, систематизация законодательства об НКО и устранению противоречий в нем
Первый этап апрель – июнь 2009 Поправки в закон «О некоммерческих организациях» в части регистрации, отчетности, проверок, приостановления деятельности и ликвидации: снижение административных барьеров - ограничение оснований для отказа в регистрации переход от процедуры отказа к процедуре приостановления регистрации на конкретный срок для внесения необходимых изменений без повторной уплаты пошлины ограничение неправомерного вмешательства в деятельность НКО, ограничение избирательного и произвольного применения законодательства, решения проблемы дискриминации НКО по сравнению с бизнесом
В части отчетности: упрощение форм отчетности и изъятие избыточных требований «обмен» отказа от обязательной государственной отчетности на введение обязательной ежегодной публичной отчетности для всех НКО при этом всю необходимую информацию уполномоченный контролирующий орган может взять из этой обязательной публичной отчетности;
В части проверок: максимальное приближение требований к проверкам НКО к новым требованиям к проверкам малого бизнеса по срокам длительности проверок, оснований для внеплановых проверок и т.д.); закрытый перечень документов, требуемых от НКО при проверке; четкие критерии включения организаций в план проверок; отказ от дублирований функций и полномочий других контрольных органов;
Второй этап июнь – декабрь 2009 Поправки, касающиеся экономической деятельности НКО в сфере налогообложения, участия в государственных торгах, тендерах, аренды помещений, Принятие Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества в РФ и плана мероприятий в годах Поправки в ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и в часть вторую Налогового кодекса РФ Подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных НКО» (Включая поправки в ФЗ «О некоммерческих организациях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О защите конкуренции») Изменения и дополнения Административных регламентов Минюста, вытекающих из поправок в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающихся вопросов регистрации НКО, проверок их деятельности и отчетов НКО Подготовлены для обсуждения изменения в Федеральный закон «О рекламе» в части регулирования социальной рекламы
Работа на 2-м этапе также включала: Поправки в Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в части совершенствования регулирования благотворительной и добровольческой деятельности и налогового регулирования (внесены в Правительство в соответствии с поручениями Президента по реализации Послания Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г) Поправки о регистрации и контроле в ФЗ «Об общественных объединениях», «О торгово-промышленных палатах в РФ», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части регистрации и государственной религиоведческой экспертизы, «О политических партиях» аналогичные принятым на 1 этапе в ФЗ «О НКО»(внесены в Правительство РФ) Поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части уточнения специального порядка регистрации НКО (внесены в Правительство РФ).
Третий этап годы Работа по систематизации законодательства об НКО будет вестись по следующим направлениям: Совершенствование регулирования (и саморегулирования) деятельности НКО Развитие механизмов общественного участия в решении социальных задач 1. Развитие механизмов общественно-государственных консультаций и общественной экспертизы 2. Развитие механизмов общественного контроля Развитие экономических механизмов поддержки деятельности НКО, благотворительности и добровольчества 1. Механизмы бюджетного финансирования НКО 2. Поддержка благотворительной деятельности и добровольчества, совершенствование налогообложения НКО Разработка методических и правоприменительных документов в части регулирования деятельности НКО и реализации мер по развитию институтов гражданского общества 1. Развитие механизмов общественного участия в решении социальных задач 2. Развитие экономических механизмов поддержки деятельности НКО, благотворительности и добровольчества
Регулирование (и саморегулирование) деятельности НКО 1. унификация законодательства об НКО и упорядочение организационно-правовых форм НКО : 2. закрепление в законодательстве стимулов для повышения информационной открытости и качества публичной отчетности НКО 3. регулирование отношений по управлению НКО и других внутренних отношений в НКО 4. законодательное регулирование деятельности фондов 5. совершенствование норм и процедур, регулирующих создание, регистрацию, приостановление деятельности, ликвидацию, обязательную отчетность и проверки НКО 6. отнесения споров, вытекающих из деятельности НКО и имеющих экономический характер, включая споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией НКО, к подведомственности арбитражных судов 7. устранение противоречий, возникших в связи с созданием реестра международных и иностранных НКО, действующих в РФ, и неприменимости к ним процедуры аккредитации 8. разработка прозрачных критериев и механизмов включения в перечень иностранных и международных НКО, предоставленные которыми гранты освобождаются от налогообложения
Развитие механизмов общественного участия в решении социальных задач Развитие механизмов общественно-государственных консультаций и общественной экспертизы порядок (процедура) проведения публичных слушаний, обязательность которых установлена законодательством на региональном и местном уровнях разработка модельного регламента деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти обеспечение создания общественных советов при органах исполнительной власти субъектов РФ
Развитие механизмов общественного контроля изменений в ФЗ«Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» разработка законопроекта, направленных на развитие механизмов общественного контроля в интернатах, социально- реабилитационных учреждениях и домах ребенка наделение общественных объединений правом обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (изменения в ФЗ «Об общественных объединениях» и в ГПК РФ) механизм назначения представителей общественности в квалификационные коллегии судей (изменения в ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации») обязательное создание института Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ (разработка модельных региональных законов) концепция совершенствования законодательства в целях развития гражданского образования в РФ развитие социальной рекламы (изменения в ФЗ«О рекламе») развитие общественного телевидения и формирование общественных советов на государственных телевизионных и радио каналах
Развитие экономических механизмов поддержки деятельности НКО Механизмы бюджетного финансирования НКО Изменения в Бюджетный кодекс о конкурсном порядке предоставления бюджетных субсидий (грантов) НКО Устранение законодательных ограничений доступа негосударственных НКО к механизмам нормативного бюджетного финансирования Поддержка благотворительной деятельности и добровольчества, совершенствование налогообложения НКО Введение налоговых льгот в отношении пожертвований юридических лиц Расширение категорий пожертвований, освобождаемых у получателя от налога на доходы физических лиц Освобождение некоторых категорий НКО, включая образовательные, от обложения налогом на прибыль Устранение законодательных ограничений, сдерживающих привлечение массовых пожертвований через банкоматы и платежные терминалы
Развитие механизмов общественного участия в решении социальных задач Разработка модельных региональных нормативных правовых актов, методических рекомендаций, регламентирующих порядок (процедуру) проведения публичных слушаний, обязательность которых установлена действующим законодательством на региональном и местном уровнях Разработка модельных региональных законов, регламентирующих деятельность Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ Формирование общественных советов на государственных (муниципальных) телеканалах регионального и местного уровней, осуществляющих широкое представительство общественных организаций и обеспечивающих формирование социально ориентированной программной политики, отражающей основные общественные интересы
Развитие экономических механизмов поддержки деятельности НКО, благотворительности и добровольчества Установление порядка (процедур) конкурсного предоставления бюджетных субсидий (грантов) НКО на региональном и местном уровнях Разработка модельных законов и нормативных актов регионального уровня, регламентирующих предоставление налоговых льгот НКО, участников благотворительной деятельности на региональном уровне (в части налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций), Разработка директив по поддержке практики распространения корпоративной социальной отчетности в ОАО с государственным участием, а также рекомендаций относительно их реализации в ФГУПах
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!