СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ Губанова Е.В., зав. кафедрой управления образованием, к.п.н., доцент 8 сентября 2009 г., г. Саратов
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: 1. Государственной политикой в сфере образования. 2. Социально-экономическим развитием страны/региона. 3. Особенностью в региональной в системе образования.
Государственная политика в сфере образования Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Закон РФ «Об образовании». Приоритетный национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы».
Социально-экономическое развитие страны/региона 1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р). 2. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы». 3. Областная целевая программа «Развитие образования» на годы.
Особенности региональной системы образования определяются: 1. Инновационным потенциалом ОУ: с 2001 г. – 200 ОУ – участники федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования; с 2005 г. – участники независимой формы итоговой аттестации выпускников основной школы; с 2005 г ОУ – введение предпрофильной подготовки и профильного обучения; С 2008 г. – 101 ОУ – пилотные ОУ в апробации региональной программы мониторинговых исследований; 306 ОУ – пилотные ОУ в апробации новой системы оплаты труда.
Особенности региональной системы образования определяются: 2. Реализацией КПМО. 3. Реализацией проекта «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования». 4. Участием в федеральных проектах («Организация дистанционного образования детей-инвалидов» и др.).
Реализация КПМО в Саратовской области 4. РАЗВИТИЕ СЕТИ ОУ РЕГИОНА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Наименование показателя Значение показателя до начала проекта Значение показателя на аДоля обучающихся в ОУ, в которых директор имеет управленческую подготовку, подтверждённую документами о профессиональном образовании (специальность менеджер) и/или профессиональную переподготовку (квалификация менеджер) х68,52% ( чел.)
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО ПРАКТИКА 1. Управленческое образование и практика должны совпадать и быть интегрированы друг в друга. 2. Управленческое образование должно быть ограничено практикующими менеджерами, отобранными на основе их эффективности. 3. Управленческое образование должно приумножать профессиональный и жизненный опыт.
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО ПРАКТИКА 4. Ключ к обучению – осмысленная рефлексия. 5. Развитие менеджмента должно оказывать влияние на организационное развитие. 6. Управленческое образование должно быть интерактивным процессом. 7. Все элементы образования должны способствовать обучению.
Программы повышения квалификации и переподготовки руководителей образовательных учреждений и их заместителей: 1. «Современный образовательный менеджмент». 2. «Менеджмент организации». 3. «Менеджмент в образовании».
РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ МНОГОВЕКТОРНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ П 879 ОТ г.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ формирование у директоров школ дополнительных знаний, необходимых для эффективной работы менеджеров, в том числе формирование у них определенных умений и навыков для следующих видов деятельности: управленческая; организационная; информационно-аналитическая; проектно-исследовательская; финансово-экономическая; административно-хозяйственная; инновационная.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Организационные мероприятия 2. Обучение (АПРЕЛЬ. МАЙ, ИЮНЬ), миграция слушателей (10%). 3. Мониторинг образовательных результатов модульных образовательных программ в организациях, проводящих апробацию и реализующих программы повышения квалификации директоров школ в Субъектах Российской Федерации 4. Участие в конференции, на базе АПК и ППРО, по итогам апробации модели многовекторной системы непрерывного образования директоров школ в системе общего образования Российской Федерации с использованием модульных программ по итогам 2009 года
МОДУЛИ ПРОГРАММЫ Модуль 1. «Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации». Модуль 1. «Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации». Модуль 2. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Модуль 2. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Модуль 3. «Оценка деятельности современной школы». Модуль 3. «Оценка деятельности современной школы». Модуль 4. «Правовые основы управления образовательным учреждением». Модуль 4. «Правовые основы управления образовательным учреждением». Модуль 5. «Экономико- финансовые основы управления образовательным учреждением» Модуль 5. «Экономико- финансовые основы управления образовательным учреждением» Модуль 6. «Деловое администрирование» Модуль 6. «Деловое администрирование»
ФОРМУЛА ПРОГРАММЫ прикладная (50 %) теоретическая (25 %) ориентационная (10 %) информационная (15 %) 100 % УСПЕХА
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СТАЖИРОВОК (10 %) Заявка от МОУО/ руководителя ОУ ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» СТАЖИРОВКА
ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ (500 ЧАСОВ) 1. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ (КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ). 2. МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ (КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ формирование у руководителей школ и их заместителей знаний, необходимых для нового вида деятельности.
ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Введение в специальность 1. Введение в специальность 2. Основы законодательства в сфере образования 2. Основы законодательства в сфере образования 3. Основы менеджмента 3. Основы менеджмента 4. Мировая экономика и экономическая теория 4. Мировая экономика и экономическая теория 5. Маркетинг 5. Маркетинг 6. Теория организации 6. Теория организации
МОДУЛИ ПРОГРАММЫ 7. Финансы и кредит. Финансовое обеспечение бюджетных организаций. 7. Финансы и кредит. Финансовое обеспечение бюджетных организаций. 8. Правоведение и хозяйственное право. Правовое обеспечение бюджетных организаций. 9. Государственная политика в сфере образования. КПМО в Саратовской области. 9. Государственная политика в сфере образования. КПМО в Саратовской области. 10. Человековедение 10. Человековедение 11. Теоретические и методологические основы психологии управления 11. Теоретические и методологические основы психологии управления 12. Социальная психология 12. Социальная психология
МОДУЛИ ПРОГРАММЫ 13. Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя ОУ. 13. Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя ОУ. 14. Психологические критерии эффективного управления. 14. Психологические критерии эффективного управления. 15. Иррациональные средства управления. Психология управляющих воздействий 16. Конфликтология. 16. Конфликтология. 17. Организационное поведение и организационная культура. 17. Организационное поведение и организационная культура. 18. Основы управления ОУ. 18. Основы управления ОУ.
МОДУЛИ ПРОГРАММЫ 19. Управление персоналом. 19. Управление персоналом. 20. Управленческие решения Управленческие решения Методическая работа. 21. Методическая работа. 22. Мониторинг в образовании. 22. Мониторинг в образовании. 23. Информационные технологии управления. 23. Информационные технологии управления. 24. Исследование систем управления. 24. Исследование систем управления.
МОДУЛИ ПРОГРАММЫ 25. Имиджелогия. 25. Имиджелогия. 26. Отношения с общественностью. Общественное участие в управлении. 26. Отношения с общественностью. Общественное участие в управлении. 27. Управленческая практика. 27. Управленческая практика Специальные (факультативные) дисциплины 28.. Специальные (факультативные) дисциплины 29. Итоговая аттестация. 29. Итоговая аттестация.