КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО УПРАВЛЕНИЮ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЕКЦИЯ (для интернов) д.м.н., профессор Наталья Андреевна Горбач 2012
ЦЕЛЬ : Ознакомить обучаемых с основными понятиями психологии межличностных взаимоотношений, конфликтологии;рассмотреть стратегии управления межличностными взаимоотношениями, имеющими значение в деятельности специалиста по управлению сестринской деятельностью. ПЛАН : 1. Взаимоотношения в группе 2. Коммуникативная компетентность 3. Конфликт 4. Урегулирование конфликта
ЛИТЕРАТУРА Психология и этика делового общения: учебник / В. Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005 Психология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв.ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби-Изд-во Проспект, 2008 Душкина, М.Р. Психология влияния: Деловое общение/ М.Р. Душкина-СПб.: Питер, 2004 Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник/ Г.М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2007 Гришина, Н.В. Психология конфликта/ Н.В. Гришина- СПб.: Питер, 2007
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ Взаимоотношения- это система реальных связей, возникающих и развивающихся в процессе совместной жизнедеятельности, выражающаяся в форме непосредственного или опосредованного общения. В основе взаимоотношений: совместная деятельность, взаимовлияние друг на друга, система межличностных контактов.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ (определяющие факторы) организация, содержание, условия, цели и задачи, стоящие перед членами группы, включенными в совместную деятельность. все то, что привнесено во взаимо- отношения самой личностью члена группы
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ Опреде- ляют статусно- ролевые (ДЕЛОВЫЕ) отношения СРАБАТЫВАЕМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ На основе деловых отношений формируются межличност- ные отношения
ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭТО СОВОКУПНОСТЬ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ (Л.А.Петровская)
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (умения): управлять собой вступать в контакт задавать вопросы вести «малый разговор» стимулировать партнера к пояснению его позиции услышать и понять, что сказано воспринять и понять то, что не было сказано дать обратную связь регулировать напряжение в беседе
КОНФЛИКТ это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КОНФЛИКТА Конфликт - СТОЛКНОВЕНИЕ противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов). Технология работы в конфликте - рекомендации по манипулированию. Главная цель – ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя Конфликт - это система отношений, процесс РАЗВИТИЯ взаимодействия, заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по целям, интересам, ценностям, деятельности). Технология работы в конфликте – обеспечение информац. взаимодействия субъек- тов, выявление сторон- ников и противников..Цель- разрешение конфликтов на основе развития взаимодействия.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНФЛИКТА Стороны конфликта Предмет конфликта Образ конфликтной ситуации Мотивы в конфликте Позиции конфликтующих сторон Границы конфликта: - - пространственные, - - временные, - - внутрисистемные. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА Связанные между собой ДЕЙСТВИЯ ИНТЕРЕСЫ, ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ участников взаимодействия ПЕРЕЖИВАНИЯ сторон в связи с происходящим
ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ (акцентуации и конфликт) ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ РИГИДНЫЙ НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ (ВОЗБУДИМЫЙ) СВЕРХТОЧНЫЙ (ЗАСТРЕВАЮЩИЙ) БЕСКОНФЛИКТНЫЙ МОДЕЛИ КОНСТРУКТИВНАЯДЕСТРУКТИВНАЯКОНФОРМИСТСКАЯ ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УМЕНИЕ УДЕРЖИВАТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ В ПРОДУКТИВНОЙ КОНФЛИКТНОЙ ФОРМЕ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ЕГО РАЗРЕШЕНИЮ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ и сущности КОНФЛИКТА КОНСТРУКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ НАВЫКИ НЕКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕДВИДЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНСТРУКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ Управление конфликтами (процесс контролирования конфликта) Урегулирование конфликта («мягкое» воздействие на конфликт, его частичное решение) Завершение конфликта (любое прекращение конфликта, не обязательно предполагающее разрешение) Разрешение конфликта (минимизация проблем, разделяющих стороны) ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ, ЗАТРОНУТЫХ КОНФЛИКТОМ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН СТЕПЕНЬ СХОДСТВА-РАЗЛИЧИЯ СТОРОН ФАКТОРЫ СИТУАЦИИ НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ТЕХНОЛОГИИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫЕ – ликвидация дефицита информации; исключение ложной, искаженной информации, устранение слухов и т.п.; КОММУНИКАТИВНЫЕ - организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – работа с неформальными лидерами и микрогруппами, снижение социальной напряженности и укрепление социально- психологического климата в коллективе; ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ – решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания, изменение условий взаимодействия сотрудников и т.п.
ДВУХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ (У.Томас, Р.Килмен) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ действия СОВМЕСТНЫЕ действия АКТИВНЫЕ действия ПАССИВНЫЕ действия
УМЕНИЕ РАССТАВИТЬ приоритеты при работе с конфликтами МАТРИЦА РАССТАНОВКИ ПРИОРИТЕТОВ МЕНЕЕ СРОЧНЫЕ Важные СРОЧНЫЕ Менее важные