Организация инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях Самсонова Елена Валентиновна, руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, кандидат психологических наук. 23 августа 2011, ИПИО МГППУ
Инклюзия В настоящее время в условиях изменения концептуальных и организационных основ общего образования инклюзивное образование становится одним из наиболее актуальных и востребованных запросов общества. В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Цель инклюзивного образовательного учреждения создание образовательной среды, которая будет удовлетворять потребностям каждого ребенка. В процессе включения все дети обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.
Образовательная среда Социокультурное пространство, зона взаимодействия образовательных систем и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда имеет несколько уровней
МАКРОСИСТЕМА ЭКЗОСИСТЕМА МЕЗОСИСТЕМА Модель организации образовательной среды Ури Бронфенбреннера МИКРОСИСТЕМА БИОСИСТЕМА
МАКРОСИСТЕМА Макросистема Нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе
ЭКЗОСИСТЕМА МАКРОСИСТЕМА Экзосистема общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка)
МЕЗОСИСТЕМА ЭКЗОСИСТЕМА МАКРОСИСТЕМА Мезосистема Взаимодействие и сотрудничество между микрогруппами такими как родители, педагоги, специалисты и руководители учреждений
МИКРОСИСТЕМА МЕЗОСИСТЕМА ЭКЗОСИСТЕМА МАКРОСИСТЕМА Микросистема Непосредственное окружение ребенка- семья, игрушки, книги, обстановка, другие дети, учителя
БИОСИСТЕМА МИКРОСИСТЕМА МЕЗОСИСТЕМА ЭКЗОСИСТЕМА МАКРОСИСТЕМА Биосистема Ребенок
Проект развития инклюзивного образования Должен учитывать факторы различных уровней, таких как юридическая поддержка, общественное мнение; цели, задачи, стратегии превалирующие в экзосистеме, то есть в государственных органах, взгляды и установки, способы взаимодействия различных социальных институтов, таких как семья, школа, детский сад(мезосистема), конкретные взаимоотношения между детьми, детьми и родителями (микросистема), особенности и потребности самого ребенка.
Биосистема учитываются особенности и способности ребенка, зона его ближайшего развития, его интересы и образовательные потребности, формируются подходы к определению образовательных результатов, вырабатываются критерии оценки условий для их реализации.
Микросиситема Формируется социальная общность с учетом личностного многообразия всех детей. В соответствии с особенностями детей разрабатываются условия архитектурной среды, учебной обстановки, технологии и материалы, используемые на уроке.
Мезосистема На уровне мезосистемы необходима координации усилий специалистов: педагогов, психологов, специальных педагогов, способных объединить свои знания и технологии при работе в ситуации не унификации, а многообразия возможностей и способностей детей. Должны сложиться новые формы партнерского взаимодействия с родителями.
Экзосистема Необходима разработка механизмов взаимодействия различных ведомств (медицины, социальной защиты, образования), общественных организаций и родительских ассоциаций.
Макросиситема В России существует конституционное и юридическое равенство, включая равенство прав на образование и на социальное участие, а также существующее в высших эшелонах власти желание провести это равенство в жизнь. В России к настоящему времени созданы системы специального и общего образования. Идея инклюзивного образования рассматривается на данном этапе как замена специальной системы образования, что приводит к различного рода конфликтам. Решение этого конфликта в том, что инклюзивное образование должно стать совместным проектом этих разделенных пока систем, который постепенно путем объединения ресурсов общего и специального образования приведет образование от сегрегационной модели к инклюзивной.
Направления научно- методического обеспечения Анализ образовательных потребностей различных категорий детей и разработка соответствующих методических рекомендаций; Разработка новых образовательных результатов обучающихся и выработка системы их оценивания; Создание в образовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с Новыми ФГОСами и с учетом образовательных потребностей всех обучающихся Внедрение интерактивных технологий обучения, позволяющих педагогам инклюзивной практики успешно учить на школьном уроке всех детей без исключения
Направления научно- методического обеспечения Обеспечение учителей, реализующих инклюзивную практику, технологиями работы с учащимися, позволяющими создать оптимальные условия для выработки позитивного отношения к детям с ОВЗ и развития продуктивного взаимодействия детей друг с другом; Обеспечение успешной инклюзии учащихся с ОВЗ в общеобразовательные классы предполагает планирование гибких занятий, на которых используется дифференцированный способ обучения изначально для всех учащихся класса с использованием индивидуальных образовательных планов, разработанных для детей с ОВЗ.
Спасибо за внимание! 23 августа 2011, ИПИО МГППУ