Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
История создания Замысел романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф.М. Достоевского на каторге. Замысел романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф.М. Достоевского на каторге. Замысел романа вынашивался автором более 6 лет. Замысел романа вынашивался автором более 6 лет г. – начало работы над романом г. – начало работы над романом г. – роман увидел свет 1866 г. – роман увидел свет (в журнале «Русский вестник» печатался по частям). (в журнале «Русский вестник» печатался по частям) г. – первое отдельное издание романа г. – первое отдельное издание романа.
Сюжет романа Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части: Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части: преступление и его причины; преступление и его причины; действие преступления на душу преступника. действие преступления на душу преступника.
Особенности композиции связаны с содержанием: преступление (занимает 1 часть повествования, рассказывает о замысле и совершении преступления); преступление (занимает 1 часть повествования, рассказывает о замысле и совершении преступления); наказание (описывается в 5 частях, рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова). наказание (описывается в 5 частях, рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова). Финал романа открытый. Финал романа открытый.
Жанр «Преступления и наказания» - роман социально-бытовой; социально-бытовой; детективный; детективный; любовный; любовный; психологический; психологический; философский; философский; религиозный. религиозный.
Система образов Все персонажи – носители идей. Все персонажи – носители идей. Центральный персонаж – основной идеолог. Центральный персонаж – основной идеолог. Взаимоотношения между героями приводят к раскрытию идей. Взаимоотношения между героями приводят к раскрытию идей. Система двойников в романе: каждый герой смотрит в другого, как в зеркало. Система двойников в романе: каждый герой смотрит в другого, как в зеркало.
Художественные особенности романа Использование автором внутреннего и внешнего монологов. Использование автором внутреннего и внешнего монологов. Значимость диалогов героев. Значимость диалогов героев. Роль снов и видений. Роль снов и видений. Значимость «ключевых» слов. Значимость «ключевых» слов. Портретные характеристики персонажей. Портретные характеристики персонажей. Описание пейзажа, интерьера, цвета. Описание пейзажа, интерьера, цвета.
Проблемы романа: 1. Как делается история, каковы законы исторического развития и кто делает историю. 2. Какие формы вмешательства человека в ход исторических событий праведны, законны, а какие незаконны, преступны. 3. Проблема положительного героя. 4. Проблема народа.