Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна
1. Фонология как раздел фонетики. Вопросы становления фонологии. 2. Функциональный аспект изучения звука. 3. Понятие о фонеме. 4. Основные функции фонемы.
Описание гласных и согласных звуков русского литературного языка, опиравшееся на их артикуляционно - физиологические характеристики, представляет собой только один аспект фонетики, когда звуковые единицы рассматриваются вне их связи с лексико - грамматической системой языка и с теми функциями, которые эти единицы осуществляют в языке.
Возникает необходимость рассмотрения звуковых единиц в их функциональной значимости – в той роли, которую они играют в образовании и различении слов и форм слов, так как в этом и заключается значение звуковой стороны любого языка в целом. Это – другой аспект, который называется ФОНОЛОГИЧЕСКИМ. ФОНОЛОГИЯ – это раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология отличается от собственно фонетики, изучающей речь в её акустико - физиологическом аспекте.
Фонология – изучение звуков с точки зрения функций в процессе общения. Следовательно, иначе фонологию называют ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФОНЕТИКОЙ. Таким образом, фонология изучает звуки в социальном аспекте ( то есть изучает звуки в процессе общения ).
Фонология зародилась в России в конце ХΙХ в. Основатель – Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 – 1929).
И. А. Бодуэн де Куртенэ разграничил две разные дисциплины, изучающие звуки речи. Одна из них – это акустико - физиологическая фонетика, исследующая объективные свойства звуков с помощью приборов. Другую же он назвал « психофонетика », однако позже для неё установился термин фонология. И. А. Бодуэн де Куртенэ обратил внимание на существование в языке « подвижных компонентов морфем », на психологические эквиваленты звуков речи ; он отмечал, что в реальной речи они имеют чередования. Бодуэн де Куртенэ впервые выделил главную единицу фонетики – фонему.
Фонема – это некая абстракция ; звуки же – варианты фонем, или иначе аллофоны, – реализуются в потоке речи. Позднее психологическое понимание фонемы подверглось критике. Учёные следующего поколения, Н. Ф. Яковлев и Н. С. Трубецкой предложили более строгие критерии выделения фонемы. Фонемы стали понимать как единицы, которые позволяют различать слова в языке, но само понятие « фонема » и разграничение фонетики и психофонетики ( то есть фонологии ) сохранилось.
Е. Д. Поливанов – ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ (1891 – 1938) – близко воспринял идею о социальной ценности звуков. Не все различия между звуками имеют одну и ту же ценность для языка как средства общения. В разных языках ценность различий неодинакова ( ср., напр., краткость и долгота в англ. яз.). Л. В. Щерба (1880 – 1944) развивал взгляды И. А. Бодуэнэ де Куртенэ : обратившись к псилогизму, он обратил внимание на смыслоразличительную роль фонемы и в этом увидел её роль.
Центральное место в фонологии занимает учение о фонеме. ФОНЕМА – это кратчайшая звуковая единица языка, обладающая способностью различать звуковые оболочки (= звучание ) разных слов и морфем.
Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы,,. Ср.: дом - том - ком - сом - ром – фонемы,,,,. Следовательно, фонема является единицей функционального плана, она существует в своих аллофонах, то есть звуках речи, которые являются её материальным выражением.
Реально сама фонема не существует. Фонема – это не конкретный реальный звук, а абстракция, звукотип, инвариант, существующий в сознании говорящего. Фонема – это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно, как отдельная единица, может различать слова или формы слов данного языка.
Следовательно, у фонем в языке важнейшее значение – различать разные слова, разные морфемы. Эту, смыслоразличительную, функцию фонемы подчёркивал Л. В. Щерба. Она называется сигнификативная функция. Эта функция – самая существенная функция фонемы.
Кроме того, фонема является объектом восприятия : именно фонемы, представленные теми или иными конкретными звуками, воспринимает человек с помощью органов чувств ( слуха ). В этом заключается перцептивная функция фонемы ( функция восприятия ).