РЕЛИГИЯ мировоззрение, миро- понимание, мироощу- щение, а также соотве- тствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, сверхъестественного, «духовного существа» совокупность взгля- дов на мир, основы- вающихся на вере в Бога совокупность ритуалов и магических действий, составляющих рели- гиозный культ чувство связанности, зависимости и должен- ствования по отноше- нию к тайной силе и достойной поклоне- ния свод моральных норм, правил поведения, которым должен сле- довать человек, как требованиям, предъяв- ляемым ему Богом объединение религи- озных людей в те или иные организации (церковь, секта, мона- шеский орден и пр.) одна из сфер духов- ной жизни общества, группы, индивида, способ практически духовного освоения мира, одна из облас- тей духовного произ- водства Бог сотворил мир и че- ловека, дал ему «откро- вении» знание, которое должно принимать на веру стремление человека, общества к непосредс- твенной связи с Богом
Подходы к определению понятия «религия» Цицерон Фома Аквинский Религия – это то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам; что имеет смысл, если толь- ко они замечают это, и сели есть роду челове- ческому от бессмертных богов некое воздаяние. Религия – это «ordo ad Deum» (подчинение Богу).
Религия – это познание всех наших обязаннос- тей как божественных заповедей (религия – это не просто взгляд на мир, а жёсткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распреде- лять свои усилия). И.Кант Религиозная вера всегда создаёт психологическую устремлённость, указывающую индивиду направ- ления и нормы жизни, определённое поведение и убеждение в его правильности. М.Вебер
Религия – это единственное, что объединяет людей на основе общих ценностей и целей. Ре- лигия – это коллективная деятельность, в кото- рую вовлечена социальная группа. Церковь – это всякая общность людей, возникающая на религиозной основе. Э.Дюркгейм Религия – это единственное, что узаконивает су- ществование любого общества, санкционируя действующие в нём нормы. Т.Парсонс Подходы к определению понятия «религия»
Нет никакого предмета, в отношении которого мнения расходились бы так сильно, как в от- ношении природы религии. Дж.Фрэзер Религия – это любая разделённая группой система мышления и действий, позволяющая индивиду вес- ти осмысленное существование и дающая объект для преданного служения. Э.Фромм Подходы к определению понятия «религия»
Религия – это система верований и ритуалов, с по- мощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Н.Смелзер Религия – это пребы- вание меня в Боге и Бога во мне. П.Флоренский Религия – это проекция нереализованных устрем- лений и чаяний человечества. Л.Фейербах Подходы к определению понятия «религия»
Религия – это опиум народа. Религия – это са- мосознание и самочувствование человека, ко- торый или ещё не обрёл себя, или уже снова потерял себя. К.Маркс Религия – это фантастическое отражение в го- ловах людей сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни; отражение, в котором земные силы принимают форму не- земных. Ф.Энгельс Подходы к определению понятия «религия»
через выявление различныз вари- антов религиоз- ного опыта в мик- рокосмосе чело- века путем уподобле- ния различных религиозных форм некоторым общественным явлениям интерпретирование или как отражение макрокосмоса, реали- зующееся в контекс- те связи с микрокос- мосом человека социоцентрическиеэгоцентрическиекосмоцентрические ЧЕЛОВЕК ОБЩЕСТВО КОСМОС
ВЕРОВАНИЯ ВЗГЛЯД НА МИР СИСТЕМА СИМВОЛОВ ЭТОС (НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ) РИТУАЛЫ
компенсатор- ная коммуникатив- ная интегрирующе- дезинтегриру- ющая культурно- транслирующая регулятив- ная легитимирующе -разлегитимиру- ющая мировоззрен- ческая
Историко-куль- турный Природные (естественный) Теистические Этнические По составу пантеона архаические религии религии цивилизованных обществ человек – не центр мироздания человек – элемент, составная часть природы дотеистические теистические национальные религии мировые религии политеистические религии монотеистические религии
Естественная религия Религия закона Религия искупления находит своих богов в природных силах, условиях представление о все- могущем Боге-госпо- дине вера в милосердную любовь и милость Бога, освобождающе- го
ТОТЕМИЗМ МАГИЯ ФЕТИШИЗМ АНИМИЗМ АНИМАТИЗМ ПОЛИДЕ- ПОЛИТЕ- СУПЕРМОТЕ- ГЕНОТЕИЗМ МОНОТЕ- МОНИЗМ ИЗМ ИЗМ ИЗМ ДЕИЗМ ПАНТЕИЗМ
индуизм джайнизм иудаизм синтоизмзороастризмсикхизм конфу- цианство даосизм БУДДИЗМХРИСТИАНСТВОИСЛАМ ХИНАЯНА ПРАВОСЛАВИЕ СУННИЗМ ТАНТРИЗМ КАТОЛИЦИЗМ ШИИЗМ ЛАМАИЗМ ПРОТЕСТАНТИЗМ СУФИЗМ МАХАЯНА ХАРИДЖИЗМ
- комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами видами животных и растений…
- религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
- (от лат. anima, animus - «душа» и «дух» соответственно) вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь
значительное количество верующих космополитизм эгалитаризмпрозелитизм внутреннее самоусовер- шенствование идеологический контроль
обыденное концептуальное религиозная психология религиозные вероучения религиозная иде- ология (доктрина) религиозная вера чувст- привыч- образы, теоло- космоло- антропо- интегративная ва, нас- ки, тра- предста- гия гия логия черта религиоз троения диции вления ного сознания, его диалогич- ность
ЦЕРКОВЬ СЕКТА ДЕНОМИНАЦИЯ автономный строго централизованный ин- ститут, обслуживаемый профессиональными священнослужителями объединение ве- рующих,противо - поставивших себя господст- вующему религиозному течению специфическое образование, конфронтация к церкви, к секте
верующий атеист НРАВСТВЕННЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ -ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - СВОБОДА СОВЕСТИ
Религиозное сознание Религиозный опыт Религиозная деятельность Религиозное поведение Религиозное учение Религиозная вера Религиозные общины, церкви Религиозные отношения Религиозные представления