« Взаимодействие школы и родителей по охране здоровья учащихся начальных классов » Данилюк Т.В. Филимонова М.Н.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.» Всемирная организация здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.» Всемирная организация здравоохранения
Здоровье педагогическое определение Физическое здоровье это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Психическое здоровье это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Социальное здоровье это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье система ценностей и убеждений. медицинское определение Физическое здоровье это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Психическое здоровье это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.
Понятие «здоровый образ жизни» благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
Культура здорового образа жизни личности это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально- духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
1 классы ( уч.год) Всего 102 уч – ся 46 больных детей: 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно- двигательного аппарата; 17% - понижение зрения; 13 % - эндокринные заболевания; 20 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Школьные факторы риска: Стрессовая педагогическая тактика. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей. Провалы в существующей системе физического воспитания. Интенсификация учебного процесса. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся. Частичное разрушение служб Школьного медицинского контроля. Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.
Цели работы: Формирование у учащихся здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образовательного процесса.
Задачи : Создавать в школе необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Формировать у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни средствами уроков физкультуры, окружающего мира и организации внеурочной деятельности. Организовать мониторинг личностного физического развития школьников. Способствовать правильному физическому развитию школьников и укреплению их здоровья. Способствовать методической работе педколлектива по освоению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Укреплять взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, другими образовательными учреждениями, спортивными организациями в ходе физкультурно-оздоровительной работы.
Здоровьесберегающая технология Система, создающая максимально благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). (О.В.Петров)
В систему входит: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы. З. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Направления работы: Методическая подготовка учителей- освоение современных технологий Организация внеклассной спортивно- оздоровительно й работы Организация мониторинга личностного физического развития школьников Организация взаимодействия с педагогами школы, учреждений дополнительного образования, спортивных учреждений Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье
Спортив- ные праздни- ки Соревнова- ния Спортив- ные секции Монито- ринг Игры на перемене Физкульт- минутки Зарядка Урок Беседы с родите- лями Формы работы
Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса Отсутствие звуковых раздражителей Соблюдение воздушно – теплового режима Правильное естественное и искусственное освещение Соблюдение рекомендаций видеоэкологов Правильное, рациональное питание с использованием качественных продуктов питания
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Показатели рациональной организации учебного процесса: оптимальный объем учебной нагрузки количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; оптимальный объем дополнительных занятий в школе факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы); наличие занятий активно-двигательного характера динамических пауз, уроков физической культуры, спортивных занятий и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы за нятий).
Способы индивидуализации и осуществления личностного подхода: Изучение состояния здоровья и физического развития учащихся Индивидуальный уровень физической нагрузки на уроках физкультуры Индивидуальные домашние задания Ведение индивидуальных карт физического развития школьника Учет интересов и способностей учащихся при создании спортивных секций, кружков и клубов Индивидуальные беседы с родителями и рекомендации по дальнейшему физическому развитию детей Отслеживание личных результатов спортивных выступлений учащихся на соревнованиях разного уровня
Творческие контакты: Начальная школа ДЮСШ: дзюдо, акробатика, теннис Центр детско- юношеского туризма : спортивное ориентирование, скалолазание МОБУ «СОШ 12»: плавание, шахматы, теннис, группа здоровья для ослабленных детей Спортивная секция ТХЭКВОНДО (ВТф) Танцевальные коллективы: «Свежий ветер», «Данс класс», «Александрия», «Озорные каблучки» Спортивный комплекс «Геолог» Дом детского творчества: студия «Грация» Спортивный комплекс «Строитель»
Результаты здоровьесберегающей деятельности : Стабилизация уровня состояния здоровья школьников; Уменьшение количества учащихся, освобождённых от занятий физкультуры; Укрепление материальной базы для физкультурно- оздоровительной работы в школе; Включенность каждого педагога в деятельность по сохранению здоровья школьников; Повышение роли учащихся в пропаганде здорового образа жизни; Сотрудничество с родителями учащихся при организации урочной и внеурочной спортивно-оздоровительной работы; Расширение круга социальных партнеров в спортивно- оздоровительной работе; Личные успехи учащихся школы в спорте.