Учебно – методический комплект по математике для четырёхлетней начальной школы Н.Б.Истоминой был удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
В учебнике несколько изменена последовательность изучения некоторых тем. Уделяется больше внимания формированию таких понятий, как «число» и «цифра», «целое» и «часть». В программе ярко выражена геометрическая линия курса. Рассматриваются такие геометрические понятия, как «линия», «луч», «ломаная», «осевая симметрия». Допускается использование калькулятора. Значительно глубже рассматривается понятие «задача».Для решения задач активно используются схемы. Учебник содержит систему нестандартных заданий с ориентацией на поиск.
Например: 1.Продолжи ряд чисел: 12, 22, 32, 42, … 22, 24, 26, 28, … 8, 16, 24, 32, … 2.Разгадай правило, по которому записаны выражения: ……… ……… 3.Рассмотри рисунок и запиши числовое выражение: 9 –
Найди лишнее выражение: 8х х х (13-9)х х3+3 8х9-40 Догадайся! Как печенье разложить на две тарелки? Запиши выражения
Какое число нужно записать в пустом квадрате? Запиши выражения и т.д.
Маша выполнила задание так: 9х5= х6=45+9 9х7=54+9 А Миша - так: 9х5= х6= х7= Кто из них прав? Почему? Ответ: Оба.
или: -Можно, не вычисляя, сказать, что произведение двух чисел всегда больше суммы этих чисел. - Я не согласен. Произведение двух чисел может быть меньше, чем их сумма. Кто из них прав? Ответ: Миша. Его утверждение верно, если число умножать на 1 или 0.
Масса двух ящиков с яблоками 27 килограммов. Чему равна масса второго ящика, если масса первого ящика 14 килограммов? 14 кг ? кг 27 кг Вова выше Пети на 15 см и ниже Коли на 20 см. Кто ниже, Петя или Коля, и на сколько? П. 15 см В. 20 см на ? м. К.
С первых уроков создаётся тип продуктивного учебного взаимодействия в системе «ученик – учитель», при котором максимально активизируется собственная, самостоятельная, творческая деятельность учащегося, т.к. от совместного выполнения заданий с учителем он неизбежно приходит к самостоятельным познавательным действиям и к необходимости принятия индивидуальных решений. Все задания требуют выражения в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного рассуждения вслух, учат воспроизводить ход мыслей, доказывать результат. Задания направлены на развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления, формируют умения оперировать образами, вести рассуждения на уровне логических абстракций.
Мониторинг проводился в 7294 школах из 78 регионов России. Всего в нём приняло участие учеников. Балл Успешность: 75% и выше – очень хороший результат 40% и ниже – обратить внимание на подготовку по данному направлению Программные знания и уменияОбщее развитие Чтение, запись и сравнение чисел Арифметические действия Именованные величины Решение текстовых задач Геометрические фигуры Понимание математического языка Внимательность Основы логического мышления Установление последовательнос ти действий Базовые навыки Вопросы повышенной сложности Опережающее развитие Средние данные по 4 «А» классу 55,1 82%65%83%55%49%59%83%58%54%80%51%46% Средние данные по 4 «Б» классу 60 80%79%78%45%59%64%82%53%55%83%55%58% Средние данные по школе 57,3 81%71%81%50%53%61%82%56%54%81%53%51% Средние данные по всем участникам мониторинга 63,1 72%81%79%55%59%64%80%62%61%84%57%67%