А6-А11 Текст. Грамматика
Прочитайте предложения и выполните задания 1 6. (1)… (2)На смену первому впечатлению приходит слово. (З)Оратор словом способен привлечь внимание аудитории и вызвать доверие к себе. (4)Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем её содержательная часть. (5)Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. (6)… малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.
А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте? 1) Первое впечатление о человеке бывает самым верным. 2) «Заговори, и я скажу, кто ты», утверждали древние. 3) Речь является важнейшей способностью человека. 4) Речь должна быть красивой и грамотной. «(1)… (2)На смену первому впечатлению приходит слово. (З)Оратор словом способен привлечь внимание аудитории и вызвать доверие к себе (4)Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем её содержательная часть. »
А7 Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложений? 1) Очевидно, 3) И наоборот, 2) Между тем 4) Может быть, (5)Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. (6)… малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. И наоборот (противопоставление) И наоборот (противопоставление)
А8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) оратор способен привлечь (З)Оратор словом способен привлечь внимание аудитории и вызвать доверие к себе. 2) сторона играет (4)Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем её содержательная часть. 3) известно (5)Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. 4) речь может произвести (6)… малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.
А9. Определите типы придаточных в предложении 5. (5)Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. 1) изъяснительное и причины 2) времени и уступительное 3) изъяснительное и уступительное 4) изъяснительное и условия ЧТОЕСЛИ,,
А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова « фонетически » в предложении 6. (6) И наоборот, малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. 1) наречие 3) слово состояния 2) краткое прилагательное 4) деепричастие Произнесённая фонетически безупречно
А 11 Укажите значение слова блестящая в предложении 5. (5)Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. 1)Сверкающая 2)Яркая и светящаяся 3)Великолепная 4)Правильно построенная
Прочитайте предложения и выполните задания 1 6. (1)… (2)Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одарённым необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? (3)В самом деле, в какую сторону ни обратишь своё внимание и мысли, увидишь множество людей, отличившихся в любой отрасли знаний, и знаний не мелких, а, можно сказать, наиважнейших. (4)Если судить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их деяний, то кто не поставит, например, полководца выше оратора? (5)А между тем всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов едва несколько человек. (6)… таких людей, которые своими мудрыми решениями способны вести и направлять государство, достаточно много выступило в наши дни, ещё больше на памяти наших отцов, и тем более на памяти предков, тогда как хороших ораторов очень долго не было вовсе, а сносных едва найдётся по одному на каждое поколение.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте? 1) История знает немало выдающихся ораторов. 2) Красноречие называется ораторским искусством. 3) Знаменитые люди все были прекрасными ораторами. 4) Отчего так мало выдающихся ораторов? ( (( (1)… (2)Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одарённым необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? (3)В самом деле, в какую сторону ни обратишь своё внимание и мысли, увидишь множество людей, отличившихся в любой отрасли знаний, и знаний не мелких, а, можно сказать, наиважнейших.
А7 Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении? (5)А между тем всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов едва несколько человек. (6)… таких людей, которые своими мудрыми решениями способны вести и направлять государство, достаточно много выступило в наши дни, ещё больше на памяти наших отцов, и тем более на памяти предков, тогда как хороших ораторов очень долго не было вовсе, а сносных едва найдётся по одному на каждое поколение. 1)Даже 2) Однако 3) Поэтому 4) Всё же ПОЭТОМУ В ЫВОД
А8.Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) навело (2)Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одарённым необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? 2) мы можем (5)А между тем всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов едва несколько человек. 3) всякий согласится (предложение 5) 4) которые способны (6) Даже таких людей, которые своими мудрыми решениями способны вести и направлять государство….
А9 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста. 1) простое осложнённое 2) сложносочинённое 3) сложное с сочинением и подчинением 4) сложное с бессоюзной и подчинительной связью (2)Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одарённым необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос : почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей?,И,И : почему
А10 Укажите верную морфологическую характеристику слова едва в предложении 5. (5)А между тем всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов едва несколько человек. 1) союз 2) предлог 3) частица 4) наречие ЕДВА =ВСЕГО=ТОЛЬКО=ЛИШЬ
А11 Какое из приведённых ниже слов, взятых из предложения 4, имеет эмоционально-экспрессивную окраску? ( 4)Если судить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их деяний, то кто не поставит, например, полководца выше оратора? 1) оратор 2) полководец 3) величие 4) деяния
Определяем грамматическую основу Возможные трудности Добрые советы На что следует обратить внимание при определе нии подлежаще го? Подлежащее бывает выражено местоимениями в форме именительного падежа и словами различных частей речи в значении существительного: Кто-то шёл по дороге (подлежащим является местоимение кто-то). Окружающие молчали (причастие окружающие употреблено в значении существительного и является подлежащим). Не забудьте проверить, относятся ли предполагаемые подлежащее и сказуемое к одной части сложного предложения: Тот, кто по-настоящему верит в успех, обязательно его добьётся. Основа первого предложения – тот добьётся, во второй части подлежащим является местоимение кто, а сказуемое выражено глаголом верит.
Определяем грамматическую основу Возможные трудности Добрые советы Бывает ли подлежа щее выражено нескольки ми словами? Помните, что подлежащее может быть выражено неделимым сочетанием слов (множество народа, четыре человека, с полсотни собак, дед с матерью и др.) Не забывайте учитывать, что согласованное с существительным в именительном падеже слово обычно не входит в состав подлежащего: южный (определение) склон (подлежащее); белый (определение) цветок (подлежащее). Всё сочетание является подлежащим, если это географическое название (Южная Америка), название учреждения (Белый дом), фразеологизм (филькина грамота), термин (парниковый эффект), сочетание прилагательного, числительного или местоимения с существительным в родительном падеже (известнейший из художников, некоторые из медалистов, пятеро из нас).
Определяем грамматическую основу Возможные трудности Добрые советы Как отличить прямое дополнение от подлежащего? Используйте вопросы именительного (кто? что?) и винительного (кого? что?) падежей. Обратите внимание на смысл предложения, например: Город (кого?что?) украшает (кто?что?)сад. Подлежащим в данном предложении является существительное сад.
Определяем грамматическую основу Возможные трудности Добрые советы Может ли простое глагольное сказуемое быть выражено несколькими словами? следует отличать Простое глагольное сказуемое может быть выражено сложной формой будущего времени глагола (Завтра снова будут петь птицы.). Фразеологизмы, обладая единым смыслом, также могут являться в предложении простыми глагольными сказуемыми. В этом случае возможна замена устойчивого сочетания на глагол: впал в сомнение – засомневался, задел за живое – обидел, принимает участие – участвует). Подобные примеры следует отличать от сочетаний глаголов-сказуемых с дополнениями, которые нельзя заменить словом-синонимом: рассмотрел книгу, прочёл в энциклопедии, спрятался за дверью.
Определяем грамматическую основу Возможные трудности Добрые советы Как установить границы составного сказуемого? Помните :составное глагольное сказуемое выражается вспомогательным словом (глаголом или кратким прилагательным) и инфинитивом: начал работать, любит гулять, готов помочь. В настоящем времени связка быть является нулевой: был готов победить, готов победить. Учтите: составные именные сказуемые состоят из глагола- связки и именной части (прилагательного, существительного, причастия, числительного, местоимения, наречия или неделимого сочетания). Обратите внимание на смысл предложения. Действительно ли глаголы быть, делаться, являться, стать, становиться, считаться, казаться, называться, представляться являются связками? Метель была страшная (глагол-связка была). На дворе была метель (глагол- сказуемое была). Школьникам кажется, что учебный год длится целую вечность (глагол- сказуемое кажется). Дворец казался островом печальным (глагол-связка казался).
СОЮЗСВЯЗЫВАЕТ
СОЮЗЫ
Однородные члены предложения
Сложносочинённое предложение
Сочинительные союзы Типы сочинительных союзов Примеры 1.СоединительныеИ, да (в значении и), и... и, ни... ни, тоже, 2.ПротивительныеНо, а, да (в значении но), однако, зато, же. 3.РазделительныеИли, либо, ли... ли. то... то. не то... не то, то ли... то ли. 4.Сопоставительные,Как... так и. не только., но и, хотя и... но, если не... то, не столько... 5.ПояснительныеА именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то. 6.ПрисоединительныеИ то, а то, да и, а также и др.
Подчинительные союзы
Временные (приехать под вечер)Временные Причинные из-за (не приехать из-за болезни )Причинные Пространственные в (приехать в город)Пространственные Целевые для (приехать для переговоров)Целевые
Производ ные ПримерСамостоя- тельная часть речи ПримерНепроизводн ые ВокругХодить вокруг дома ВокругХорошо видно вокруг В, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, перед, при, про, с, у, через. ПутемУбедить путем веских доказательств ПутемСлужит удобным путем В продол жение Заседать в продолжение часа Продолже - ние + в Верить в продолжение дружбы Благо даря Справились благодаря помощи товарища БлагодаряУходил, благодаря за оказанную помощь