«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...» В. А. Сухомлинский
«Обучать и воспитывать детей без вреда для здоровья – это не задача дошкольного учреждения, а обязательное условие его работы!» Н. К. Смирнов.
Принципы здоровьесберегающей педагогики Учет возрастно-половых особенностей детей; Учет состояния здоровья ребенка и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, средств и методов обучения и воспитания; Структурирование занятия в зависимости от уровня работоспособности воспитанников; Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребенка.
Педагогическая технология - модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с воспитанниками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения для наиболее эффективного достижения целей и задач дошкольного воспитания.
Здоровьесберегающие технологии в обучении - это модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности, а также используются здоровьесберегающие действия для более эффективного достижения воспитанниками целей и задач дошкольного образования.
Схема изучения здоровьесберегающих технологий в воспитании и обучении Определение физиологической «стоимости» образования (динамика работоспособности, характер адаптации); Оценка физического благополучия ребенка (рост и развитие в соответствии с биологическими закономерностями, устойчивость к неблагоприятным факторам среды); Оценка психического благополучия ребенка; Оценка социального благополучия ребенка.
Компоненты «ГБОУ здоровья» Медицинский Образовательный Социально-психологический Средовой Организация питания Физкультурно – оздоровительная работа Взаимодействие с родителями
Источники угрозы психологической безопасности ребенка Манипулирование детьми Межличностные отношения детей Интеллектуальные, психоэмоциональные перегрузки Неправильная организация общения Отсутствие правил, понятных ребенку
Педагогические условия, способствующие становлению психологического здоровья детей Создание положительного фона-настроения Установка на радостное восприятие жизни Создание ситуации успеха Наличие препятствий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей Чередование напряжения и расслабления
Уровни психологического здоровья Креативный Адаптивный Ассимилятивно-аккомадативный
Рекомендации, способствующие сохранению психологического здоровья Не сравнивать детей между собой. Предоставлять ребенку право на ошибку. Осуществлять смену видов деятельности детей. Тактично общаться с детьми, родителями и коллегами.
Показатели эффективности здоровьесберегающей педагогической системы : Нормативные: Общая заболеваемость, в том числе инфекционная Группы здоровья Физическое здоровье детей: норма, с недостаточной массой тела, с повышенной массой тела, нарушением осанки, низким ростом % часто болеющих детей % посещаемости Физическая подготовленность детей в ГБОУ
Показатели эффективности здоровьесберегающей педагогической системы : Ненормативные: Успешность освоения образовательных программ Спортивные достижения % поступления детей в спортивные секции, школы, дома детского творчества и т.д.
Доброта – это талант, это дар Божий!
ЛИТЕРАТУРА