Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости
Повестка дня Причины и рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимся - Кабаева Ю.А. Компьютерная техника на уроке как средство повышения эффективности учебного процесса – Е.В. Коконова Из опыта работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе - Майс Г.Б., Куприянова И.И. Дифференцированный подход на уроках английского языка как средство преодоления школьной неуспеваемости - Ягодкина Т.С. Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках физики - Баринова К.И.
Качество знаний«2»Н\А Средн % 37 % 23 % 40 % 1 ч. 2 ч. 2 ч ч. 55 % 26 % - 41 % 0 ч. 35 ч. - 3 ч. 15 ч. - 2ч.60 % 33 % 27 % 40 % 1 ч. 33 Ч. 7 ч. 2 ч. 9 ч. 1 ч.
Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Недостатки биологического развития: дефекты органов чувств; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности; психологические отклонения.
Недостатки психического развития личности: слабое развитие эмоциональной сферы личности; слабое развитие воли; отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки воспитанности личности: недостатки в развитии моральных качеств личности; недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье.
Недостатки образования личности : пробелы в знаниях и специальных умениях; пробелы в навыках учебного труда.
Недостатки опыта влияния школы: недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).
Недостатки влияния внешкольной среды: недостатки влияний семьи; недостатки влияний сверстников; недостатки влияний окружения.
Содержательные Посредством содержания учебного материала, характера его преподнесения. Показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений. Межпредметные связи.
Организационные Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач. Предъявление требований к учащимся. Обозначение характера деятельности. Создание ситуаций различного типа. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. Контроль над деятельностью учащегося, взаимо- и самоконтроль, оценка. Правильное использование ИКТ, дидактических материалов, пособий.
Социально-психологические Демонстрирование достижений в развитии личности. Организация сотрудничества в коллективе: взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.
Система мер Планирование повторения, алгоритмизация уч. деятельности. Инструктирование. Стимулирование уч. деятельности. Диагностирование уч. деятельности. Организация взаимопомощи. Организация дополнительных занятий.
Меры предупреждения неуспеваемости: Повышение эффективности урока. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. Индивидуальный подход. Специальная система домашних заданий. Усиление работы с родителями. Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
Методические рекомендации В плане каждой темы или раздела программы определять перед учащимися учебную задачу, точно указав, чему они должны научиться в процессе изучения данной темы. (Можно этот перечень вывешивать в классе или дать ученику для повседневного использования). Приступая к изучению какого-либо вопроса, понятия, создавать проблемную ситуацию, показывающую необходимость и раскрывающую сущность предстоящего изучения.
Основу обучения должна составлять учебная деятельность самих учащихся. Главная задача учителя - организация и руководство этой деятельностью и не подмена деятельности учащихся своей собственной. Организовать индивидуальный подход в обучении учащихся для восполнения обнаруженных пробелов путем определения учащимся индивидуальных заданий к конкретному сроку с последующей проверкой их выполнения. Качественное оценивание деятельности.
Привлекать учащихся к самооценке, с коллективным обсуждением и обоснованием. При организации учебной работы использовать формы коллективно- распределительной деятельности учащихся, организуя для этого различные временные микроколлективы. Практиковать дифференциацию форм и видов заданий и коллективную ответственность учащихся за их выполнение.
Решение 1. Учителям-предметникам использовать полученные рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися. Отв.: учителя Срок: постоянно Контроль: зав. кафедрой 2. Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую работу со слабоуспевающими учащимися: Положение и План работы. Отв.: Кабаева Ю.А. Срок: до 1 февраля 2013 Контроль: Сафронова О.Е. 3. Создать методическую копилку по работе со слабоуспевающими учащимися из опыта работы педагогов. Отв.: зав. кафедрой Срок: в течение 3 четверти Контроль: Кабаева Ю.А.