КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ Волкова Марина Гр.М-053
На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдался всплеск новых потребностей в образовании. Возникла концепция коллективного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины(XVI век) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским.
Иной точки зрения придерживается известный польский дидакт В. Оконь: В истории просвещения в наиболее ранней системе организации коллективного обучения была классно- урочная система. Действительным ее инициатором был Джон Сил, в 1374 г. ректор школы в голландском местечке Цволле. В этой начальной школе он организовал обучение на родном языке, ввел деление учащихся на классы и порядок перехода их в следующий класс. В других школах подобный порядок был введен объединением «Братьев совместной жизни», к которому принадлежал и Дж. Сил. Классно-урочную систему развивал Я. Штурм в гг., будучи ректором школы в Страсбурге, где он поделил учащихся на десять классов. В настоящее время эта форма организации обучения является преобладающей в школах мира.
Особенности Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения. Класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня. Основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом. Работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты работы ученика по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или перерывы между уроками – это тоже признаки классно-урочной системы. Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования занимает умы ученых-педагогов всего мира.
ДОСТОИНСТВА Четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса, простое управление им. Возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач. Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения. Экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность в их движении от незнания к знанию.
НЕДОСТАТКИ Ориентированность на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных. Создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения. Не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися.
Работа в навязанном темпе, отмечала Е. Парнкхерст в своих критических высказываниях в адрес классно- урочной системы, это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч. Куписевич, навязывает учащимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. В немалой степени второгодничество обязано также жесткости расписания еженедельных занятий в школе, навязывающего всем детям одинаковый темп работы независимо от их возможностей.
Несомненно, критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившиеся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием для многочисленных поисков теоретиков педагогики и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой – путей совершенствования, модификации и модернизации классно- урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.
Спасибо за внимание!