это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Конструируемые компоненты воспитательной системы класса Индивидуально – групповой компонент: Классный руководитель ( воспитатель). Учащиеся. Родители. Педагоги и другие взрослые.
Ключевая идея замысла системы. Цель и задачи воспитания. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Системообразующий вид деятельности. Формы и методы организации совместной деятельности и общения. Основные функции воспитательной системы. Педагогическое обеспечение жизнедеятельности и классного сообщества и самоуправления в нем. Функционально - деятельностный компонент
Пространственно-временной компонент Эмоционально – психологическая, духовно- нравственная и предметно- материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. Этапы развития воспитательной системы.
Деятельностно - результативный компонент Критерии эффективности воспитательной системы. Методы и приемы изучения ее результативности. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Методы изучения результативности воспитательной системы Тест Н.Е. Щурковой « Размышление о жизненном опыте». Методика М.И. Шиловой « Изучение воспитанности учащихся». Методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника». Методика А.А. Андреева « Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».Анкета « Я и моя школа». Методика эмоционально - символической аналогии А.А. Лутошкина. Методика Л.В. Байбородовой « Исследование мотивов участия школьников в совместной деятельности». Методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой «Диагностика личностного роста школьников». В качестве методов изучения результативности воспитательной системы можно использовать такие методики:
1.Барышников Е.Н., Колесникова И.А., О воспитании и воспитательных системах. 2.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л., Воспитание? Воспитание…Воспитание!. М., Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе в классе. М., Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. М., Щуркова Н.Е., Классное руководство: теория,методика,технология М,,1999. Список рекомендуемой литературы
Зачем нужна воспитательная система Ребенок, будучи сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны. Воспитательная система- это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту. Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе. При построении воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества. Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и их развитие. Составитель Лысенко Л.И.методист отдела воспитания и дополнительного образования ГОУ РК « ИПКРО»