Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов, кончая методическим обеспечением каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия: понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников. Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием. Системно-деятельностный подход
Результаты начального образования Формирование общеучебных умений и навыков: организация деятельности, читательская и естественно-научная компетентность ; Желание и основы умения учиться : умение видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат с образцом; находить ошибки и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы и производить оценивание с их помощью; обращаться к взрослому с запросом; склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде Приемы и навыки учебного сотрудничества : умение регулировать конфликты, умение понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений одноклассников, умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата
Закон об образовании: Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких ОУ.
Нормативно-правовая база ООП ст.7. п. 4 Закон РФ «Об образовании» «соотношение частей ООП и их объем» «Соотношение обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса» Ст.9.1 «ОП программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности» ст.9. п.6 «ООП обеспечивает реализацию ФГОС ОО и включает: -учебный план; -рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) -другие материалы….»
Что такое ООП? В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ "Об образовании").
п.15, п.19 (3) ФГОС НОО – базовые параметры Учебного Плана Обязательная часть ООП – 80% 20% УП не может составлять менее 2904 часов (20-22 часа) УП не может составлять более 3210 часов (22-25 часов) Внеурочная (внеучебная) деятельность 1350 часов 7
1. Наличие рабочих образовательных программ педагогов, ориентированных на формирование способов и средств инициативного действия ребенка 2. Разнополюсное образовательное пространство в образовательном процессе; 3. Современные образовательные технологии, направленные на повышения эффективности и доступности образования; 4. Рабочий учебный план школы, ориентированный на создания возможностей; 5. Локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие систему оценки качества образования; 6. Организацию повышения квалификации педагогов на постоянной основе.
Что составляет содержание образования в начальной школе? формирование учебной деятельности; освоение культурных предметных способов действий/средств; приобретение социального опыта межпредметные, разновозрастные образовательные модули; предметные линии; практики; домашняя самостоятельная работа; внеучебная деятельность урочные занятия; внеурочные занятия; внешкольные занятия Ключевые компетентности
ООП Нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Содержание деятельности образовательного учреждения определяется с учётом учебных планов и программ, технологий Своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны и привлекательны для детей и родителей Собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Содержание образовательной программы учреждения не может оставаться в неизменном виде и быть тем «отстранённым документом», который создаётся формально раз и навсегда. Изменение в обществе, в системе образования в связи со становлением его вариативности, появления инновационных педагогических систем и новых видов учреждений образования. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению – миссии. Документ об образовании или уровне образованности личности ( Компетенция и ответственность образовательного учреждения устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы) Основная образовательная программа имеет чётко установленные сроки освоения, что утверждается Законом «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении или образовательным стандартом.
Одной из важных характеристик образования является его процессуальность: начальная точка движения: (исходное состояние образованности личности, её интересы, потребности, стремления), этапы развёртывания, изменение качественного состояния: проба своих возможностей и поиск себя, своего дела, ориентация и адаптация новых в новых требованиях обучения и воспитания, овладение навыками, приобретение умений, освоение, конечный результат: деятельная способность к саморазвитию, самооценке, самоопределению, рефлексии