© Подходы к разработке модели АПИМ для оценки освоения требований ФГОС Капустин А.В., Масленников А. С., Петропавловский М.В. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Санкт-Петербург, февраль 2012
© 0 4 Среднегодовой объем финансирования научных исследований (млн. руб.)* Объем НИР на единицу ППС Объем фундаментальных и прикладных научных исследований на единицу ППС Наличие результатов научных исследований (подтвержденных в законодательном порядке) по 4 отраслям науки / Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППИ) Количество монографий (на 100 человек ППС) Наличие ( Количество ) учебников и учебных пособий ( на 100 человек ППС ) (наличие по каждой УГС) Реализация программ переподготовки (или) повышение квалификации, 6 лет, по 2 УГС Процент ППС с учеными степенями и/или званиями Процент в ППС докторов наук, профессоров Число профилей реализуемых основных ОП Соответствие базового образования ППС профилю преподаваемых дисциплин, % Процент штатных преподавателей, принимающих участие в научной и/или научно-методической деятельности, % Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР, ед. Конференции на базе вуза (с изданием сборников) по 4 отраслям наук, ед. Число отраслей наук по специальностям аспирантуры, ед. Число УГС реализуемых основных образовательных программ, ед. Процент аспирантов, защитившихся в срок (2-х лет после окончания), % Среднегодовой контингент по программам переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.), 6 лет, не менее 2 УГС Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента Количество защит диссертаций на 100 человек ППС Диссертационные советы Процент штатных преподавателей ,2 2,69 N×3 1,98 1,14 2,22,2 0,34 5,05,0 3,03,0 2,02,0 0,5 2, ,9 8,08,0 2, , , , ,0 5 5 ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ (на примере университета) + Наличие методических, педагогических школ + Повышение квалификации преподавателей по профилю реализуемых УГС * N - число отраслей наук, соответствующих реализуемых УГС
© Показатели соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ВПО (ГОС ВПО – до завершения реализации в ОУ) 1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы: По ФГОС: Структура освоения основной образовательной программы 2. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы По ФГОС: Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации основной образовательной программы 3. Результаты освоения образовательной программы 4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса 5. Кадровое обеспечение учебного процесса
© Правила принятия решения о соответствии (несоответствии) содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ГОС Положительное решение о соответствии содержания и качества подготовки выпускников принимается при условии выполнения всех показателей Показатель оценки содержания и качества выполнен, если эксперт установил соответствие не менее половины критериев показателя требованиям ГОС В случае установления несоответствия требованиям ГОС одного показателя, экспертная комиссия имеет право принять решение о несоответствии содержания и качества по всей УГС
© Критерии оценки выполнения требований ГОС по показателю 3 Показатель 3. Результаты освоения образовательной программы – 3.1. Уровень освоения дисциплин ГОС – 3.2. Содержание и уровень курсовых работ (проектов) – 3.3. Организация практик – 3.4. Содержание и уровень выпускных квалификационных работ – 3.5. Порядок проведения и содержание государственных экзаменов
© Критерий оценки освоения дисциплин ООП на основе ГОС-2 Результаты освоения основной образовательной программы: - доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (далее – УГС) не менее 60%; ООП на основе ФГОС Результаты освоения основной образовательной программы: - доля обучающихся, освоивших обязательные дисциплины базовой части цикла ФГОС ВПО для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (далее – УГС) не менее 60%;
© Структура требований ФГОС. Раздел 6 Планируемые результаты обучения по циклам ГСЭ и ЕН: – Знать: Разделы по дисц. 1 Разделы по дисц. 2 … – Уметь (вариант 1):Уметь (вариант 2) Разделы по дисц. 1 Требования по дисц. 1, 2,3 Разделы по дисц. 2 для проф.дисц. или проф.деят. … – Владеть: Разделы дисциплин для проф.дисциплин и для объектов проф. деятельности
© Формирование блочной структуры оценочного материала Блок оценочного материала (блок АПИМ) - совокупность оценочных материалов для оценки результата освоения учебного материала на определенном этапе учебного процесса Привязка содержания блоков АПИМ к реальному учебному процессу образовательного учреждения
© Модель технологии предъявления АПИМ при аккредитации 2-й курс (блок АПИМ 1): – Дисциплины циклов ГСЭ и ЕН. Уровень «знать» 3-й курс (блок АПИМ 2): – Дисциплины циклов ГСЭ и ЕН. Уровень «уметь» – Дисциплины цикла ПД. Уровень «знать» 4-й курс (блок АПИМ 3): – Дисциплины цикла ПД. Уровень «уметь»
© Демонстрация деятельности Взаимосвязь видов профессиональной деятельности с объектами профессиональной деятельности Проектно-конструкторская Производственно- технологическая Объект профессиональной деятельности Научно-исследовательская Организационно- управленческая Сервисно- эксплуатационная
© Особенности компетентностно- ориентированных заданий «Разработка и применение компетентностно-ориентированных заданий означает моделирование ситуаций для осуществления деятельности студента на основе использования им дополнительных возможностей поиска и обработки необходимого учебного материала» Ефремова Н.Ф. «Формирование и оценивание компетенций в образовании». Монография. Ростов-на Дону, «Аркол», с.241
© Особенности компетентностно- ориентированных заданий Содержание: задания разрабатываются на основе профессионально-ориентированных ситуаций с объектами профессиональной деятельности Форма: группа заданий открытого и закрытого типа Процедура выполнения: свободный поиск необходимой информации Шкала оценивания задания: политомическая (полнота выполнения задания, объем и уровень использованной информации и т.п.) Шкала оценивания ситуации: многомерная (уровень деятельности, вид деятельности, уровень сформированности компетенции)
© Модель этапов разработки АПИМ-3 Этап 1. Анализ проектируемых результатов освоения циклов обучения Этап 2. Описание результатов обучения в терминах демонстрируемой деятельности Этап 3. Формирование модульной структуры оценочного материала Этап 4. Разработка компетентностно- ориентированных заданий Этап 5. Разработка критериев оценивания демонстрируемой деятельности Этап 6. Апробация разработанных материалов
© Спасибо за внимание ! Масленников Александр Степанович, начальник отдела педагогических измерений Росаккредагентства тел. 8 (8362)