Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru yandex.ru
Результаты участия России в международном исследовании PISA-2009
Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оценивается читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность) «Инновации и эксперимент в образовании», ,
Программа PISA-2009 осуществлялась консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) Австралийский Совет исследований в области образования Австралийский Совет исследований в области образования (The Australian Council for Educational Research, ACER). Нидерландский Национальный институт измерений в области образования Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (Netherlands National Institute for Educational Measurement, CITO); Служба педагогического тестирования США Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS); Японский Национальный институт исследований в области образования Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER); Американская организация ВЕСТАТ Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации и др.
Основной вопрос, на который предполагалось получить ответ в процессе международного исследования PISA, звучит так: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, НЕОБХОДИМЫМИ ИМ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ? результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.
В исследовании в 2009 году участвовали 65 стран (из них 34 страны ОЭСР). Выборка российских учащихся 15-летнего возраста 5633 включала 5633 обучающихся 210 из 210 образовательных учреждений регионов России.
На эти вопросы наши дети практически не ответили: Если 40% населения - старше 60 лет, может ли средний возраст населения быть 30 лет? Как могут одновременно расти доход на душу населения и падать семейные доходы?
«Как с помощью одной и той же статистики пацифисты могут доказать, что оборонные расходы растут, а военные – что падают (вопросы были на абсолютный и относительный прирост)?». На любых сюжетах, где нужно сформулировать и аргументировать свое мнение, сравнить две точки зрения, поспорить с тезисом, спотыкаются и дети и их наставники:
По математической грамотности в 2009 году российские учащиеся на месте среди 65 стран-участниц У нас чуть более 5% обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения. В ОЭСР таких учащихся 12,7%.
Были в тестах и вопросы о генетически измененных продуктах, наследственности, кислотных дождях, фазах Луны, рентгеноскопии и пр. Но все они имели одну общую черту -требовали не столько знания предмета, сколько умения мыслить логически, рассуждать и анализировать факты. Например, по математике - предлагалось из двух тарифных планов оплаты мобильных телефонов выбрать наиболее выгодный.
Читательская грамотность Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Российские учащиеся по данной позиции занимают место среди 65 стран
«Вместе с классом вы собрали и сдали больше всех макулатуры. Большую часть денег вы перевели на счет дома для престарелых, а немного денег оставили, чтобы отпраздновать такое событие. Тебе дали эти деньги и сказали, чтобы ты купил на все деньги пиццу. В магазине оказалось два вида пиццы одинакового сорта: 10 см в диаметре стоит 10 рублей, 20 см в диаметре стоит 20 рублей. Какую пиццу ты будешь покупать?
Успешное выполнение большинства заданий связано с развитием таких важнейших общеучебных умений, как например, умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.
Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
Российские учащиеся 15-летнего возраста по данной области занимают места среди 65 стран демонстрировать осведомленность; в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, о чем свидетельствуют международное исследование качества математического и естественнонаучного образования ТIMMS, российская система общего образования не способствует умения выходить за пределы учебных ситуаций не формируется функциональная грамотность развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, в связи с чем не формируется функциональная грамотность российских учащихся
1-8 места: Шанхай (Китай), Корея, Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Канада, Япония, Австралия
Проблемы школьного образования глазами субъектов его реализации) глазами субъектов его реализации) по данным анкетирования школьников, учителей и заместителей директоров школ / данные года 1387 респондентов 37 субъектов Федерации
Содержание образования глазами выпускников школ почти 5000 ДЕТЕЙ ИЗ 37 СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ!!! жизнь жизнь и наука (соединяют от 80% до 95 % детей) наука и школьный предмет (соединяют практически все дети - более 95 %) жизнь и школьный предмет (соединяют конструктивно только 6% детей …) наука школьный предмет предмет
«Образование оказывает серьезное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и национальную безопасность». 2010, март, педклассы социально- экономическое развитие социально- культурное развитие целостность и национальная безопасность позиции в мире Математика Физика Химия Биология Русский язык Литература История и др.
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
ЗУНУУД ПОЗИЦИЯ, ОТНОШЕНИЕ
« … Все эти три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». Николай Гаврилович Чернышевский
Образовательные результаты по ФГОС Предметные (знания) Метапред- метные (УУД) Личностные (отношение, позиция) «…обширные знания» «…привычка мыслить» «…благородство чувств»
Ресурсы реализации требований ФГОС к образовательным результатам ученика учителя Содержание предмета Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение Компетентность учителя
Компетентность учителя определяется умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, и управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика и управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика
Учебная информация воспринимаемпередаем преобразуем сворачиваем разворачиваем Универсальные учебные действия (УУД) ? ? ? ? организуем
Регулятивные УУД по ФГОС + компетентностные задачи 1.Самостоятельная постановка целей. Самоанализ мотивов. 2. Выбор путей достижения целей 3. Самоконтроль и коррекция в процессе достижения цели 4. Оценка результатов собственной деятельности, в том числе собственного роста 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
Состав умений и навыков Формы учебной работы, развивающие данные навыки 1.Умение ставить учебную задачу Самостоятельно планировать этапы деятельности в начале изучения темы 2.Умение планировать свою деятельность Составлять и использовать алгоритмы по различным видам деятельности на каждом этапе; планы на день, неделю, месяц с мониторингом результатов 3.Навык организации рабочего места Составлять списки необходимого материала для работы; оптимально организовывать учебное место
1.Навык выбора оптимального способа работы Уметь выбрать комфортный для себя способ работы; знать свой ИСУД (с 7-8 класса) 2.Умение прогнозировать результаты работы В начале работы предполагать результат и выводы 3.Навык самоконтроля и самооценки В конце работы сопоставлять реальный результат с прогнозом, «работать над ошибками» 4.Умение руководить работой группы или быть её участником Распределять работу между участниками, обеспечить всех необходимыми ресурсами, помогать по ходу работы, проанализировать результат и роль каждого участника Выполнять свою часть работы в соответствии с общей задачей, участвовать в проектной работе
Ресурсы реализации требований ФГОС к качеству образовательных условий в основной школе
Ресурсный подход при анализе готовности школы к введению ФГОС даст возможность: целенаправленно скорректировать управление образовательным процессом школы, выявить резервы ресурсного обеспечения качества условий, спроектировать конкретные действия по их реализации.
кадровые ресурсы нормативные информационно- методические социально- демографические морально- этические финансовые материально -технические кадровые Классификация ресурсов, принятая в управлении социально-культурными системами
2. Какие группы ресурсов необходимо развивать для реализации всех требований ФГОС к условиям? ? ? ? ? ? ? ? 1.Какие условия по требованиям ФГОС в нашей школе реализуются на недостаточном уровне?
Рабочая матрица для анализа ресурсов образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования «Условия должны обеспечивать … для участников образовательного процесса возможность…» [ФГОС ООО, раздел IY, пункт 21] Результаты в соответствии с требованиями ФГОС к условиям нормативн ые информ- методическ ие кадровыесоиально- демографи ческие Материально технические Морально - этические среднее 1 -достижения планируемых результатов всеми, и детьми с ОВЗ , социализация, социальная практика ,3 3 -овладения ключевыми компетенциями, профориентация , формирование социальных ценностей ,5 5 - индивидуализация, ИОП, тьюторская поддержка , работа управляющего Совета, ученическое самоуправление , формирование опыта социальной деятельности , развитие самостоятельности, разностороннее развитие формирования экологической грамотности, навыков ЗОЖ , использование технологий деятельностного типа , ежегодное обновление содержания Программ использование и повышение компететности ,3 14 -эффективное управление ОУ ,83 Среднее значение 10,690,850,770,85 0,82
Ресурсы реализации требований ФГОС к личностным результатам школьного образования
Метапред- метные Личностные Предмет-ные ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Резервы в сфере «ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЕДИНСТВО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ» Клуб «Устойчивый мир» Праздники народов мира (проект года в 5-6 классах) Сказки народов мира (проект года в начальной школе) Географическая карта научных открытий (проект года в 7-9 классах) (проект года в 7-9 классах)
В сфере «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА» спроектировать и реализовать систему специальных классных часов, посвященных семейным ценностям, с приглашением и чествованием членов семей разных возрастов, реализовать элективные курсы гендерного воспитания, (например, «Зеркало» для девочек лет), организовать выставки поделок учащихся для подарков ко дню 8 Марта, дням рождения и юбилеям домочадцев, конкурсы семейных поделок (снеговиков) к Новому году,
с конкурсами «Фамильное древо моей семьи», «Моя семья на карте мира», «Моя семья в мире профессий» Ежегодно проводить праздник «День семьи»: РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ / КЛУБ
В сфере «ТРУД, ПРОФЕССИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ» Центр «Профи» встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, консультации по определению направления и форм профессионального совершенствования, проведение в 8-9 классах метапредметного элективного курса «Сам себе учитель»учащиеся будут строить программы развития
Спасибо за внимание!