Педагогика как наука о человеке
План 1. Становление и развитие педагогики 2. Предмет педагогики как науки, её задачи и методы 3. Отрасли современной педагогики
Становление и развитие педагогики
В VI в. до н.э. в Древней Греции возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых стало обучение и воспитание детей
Педагог – раб, водивший детей в школу (гр. сл. «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести, обозначает «детоводитель»
Дидаскол – человек, который обучал детей
До 17 в. педагогика входила в состав философии
В 1623 г. Ф. Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» выделил педагогику в отдельную науку («руководство чтением»)
Ф. Бэкон
Отцом педагогики является чешский педагог Ян Амос Коменский (работа «Великая дидактика»)
Ян Амос Коменский
1) Разработал классно-урочную форму обучения 2) Выделил ступени образования 3) … проблемы семейного воспитания 4) Выделил принципы обучения и т.д.
Большой вклад в теорию педагогики внесли: а) Дж. Локк, Т. Песталоцци, Ж. Руссо б) М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой в) Ф. Скорина, Н. Гусовский, Я. Колас и др. г) С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.
Дж. Локк, Т. Песталоцци, Ж. Руссо
М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой
Ф. Скорина, Н. Гусовский, Я. Колас
С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская А.С. Макаренко
Народная педагогика – представления о воспитании, которые складывались среди простых людей
Предмет педагогики как науки, её задачи и методы
Педагогика как практическая деятельность по воспитанию научная педагогика
Объектом изучения педагогики является развивающийся человек
Предмет педагогики исследование развития личности в процессе обучения и воспитания
Основные термины педагогики : o обучение o преподавание o учение o воспитание o образование o и др.
Учение – деятельность тех, кто обучается Преподавание – деятельность тех, кто обучает
Обучение – организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого учащиеся приобретают знания, умения и навыки
Обучение педагог учащиеся преподавание учение знания, умения и навыки
ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ О ВОСПИТАНИИ, ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ЕГО ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
а) определение целей воспитания б) разработка содержания воспитания в) исследование методов обучения и воспитания г) изучение развития личности в условиях обучения и воспитания и др. Основные задачи педагогики:
Методы педагогики: 0 метод тестирования 0 педагогические наблюдения 0 беседа 0 изучение школьной документации 0 педагогический эксперимент 0 методы математической статистики 0 социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг) 0 автобиографический метод и др.
Отрасли современной педагогики
Связь педагогики с другими науками философией этикой социологией психологией медициной физиологией человека риторикой
Педагогические дисциплины общая педагогика возрастная педагогика специальная педагогика: дефектология тифлопедагогика сурдопедагогика и др. история педагогики педагогика высшей школы педагогика семейного воспитания частная методика школоведение
Значение педагогических знаний: развивают умение анализа своей учебной деятельности формируют потребность к самовоспитанию можно использовать в профессиональной и семейной деятельности знакомят с содержанием и формами обучения в разных странах способствуют практической подготовке личности к жизни
ЛИТЕРАТУРА: Основы педагогики / А.И. Жук, Мн., 2003 г. Подласый И.И. Педагогика: в 2-х кн., М., 1999 г. Харламов И.Ф. Педагогика, - 4- ое изд. М., 2001 г.