Авторитет и лидерство
Авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas власть, влияние) в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas. Поэтому говорится также о вере в авторитет, которая бывает основана на доверии к мнению или знанию другого лица.
Должностной авторитет связан с оценкой престижа должности. Чем больше объем власти и полномочий руководителя, тем сильнее психологический эффект его должности. Но действовать он может далеко не всегда: случается так, что подчиненные, поначалу ослепленные уважением к власти, со временем отлично разбираются в недостатках ее носителя, и авторитет кресла перестает срабатывать. Это совершенно естественный, демократический процесс. Функциональный авторитет формируется на основе компетентности, разнообразных деловых качеств, отношения к профессиональной деятельности. Эти качества способны внушить людям глубокое уважение, заставить подчиняться. Моральный авторитет базирующийся на глубоко нравственном отношении к людям, на системе взглядов и убеждений. Основа успешных действий крупных руководителей.
Признание авторитета руководителя подчиненными проявляется в межличностных отношениях либо в преданности, уважении, восхищении, либо в пренебрежении, ненависти, неуважении. Практика руководства знает немало примеров, когда руководители как формальные лидеры, понимая значение авторитета в управлении коллективом, прибегают к разнообразным приемам его искусственного создания. Приемы и способы создания искусственного авторитета всесторонне раскрыты советским педагогом А. С. Макаренко. Он выделил ряд путей создания псевдоавторитета: 1. Авторитет расстояния. Руководитель считает, что чем он дальше от подчиненных, чем реже с ними видится и официальнее держится, тем значительнее его влияние на них. 2. Авторитет доброты проистекает из ложного понимания руководителем чуткого отношения к подчиненным. Для него характерна заниженная требовательность к человеку и ко всему коллективу в целом. Чуткость, отзывчивость, доброта, не сочетающиеся с высокой взыскательностью, легко переходят в свою противоположность. 3. Авторитет подкупа проявляется в тех случаях, когда руководитель следует правилу: «Я тебе обещаю то-то, если сделаешь то-то». С этим правилом нужно обращаться очень аккуратно. Конечно, руководитель вправе стимулировать подчиненного и тем самым влиять на продуктивность его работы. Но может оказаться, что вознаграждение зависит от прихоти руководителя, его симпатий или антипатий. Это извращает смысл служебных взаимоотношений, наносит моральный ущерб не только конкретному человеку, но и всему коллективу.
4. Авторитет резонерства. Резонер человек, любящий вести пространные рассуждения нравоучительного характера. Подобные руководители надоедают подчиненным бесконечными, скучными и бессодержательными поучениями, ошибочно полагая, что это усилит их влияние на людей. Даже в тех случаях, когда, например, необходимо употребить власть, отдать четкое и ясное распоряжение, они идут по пути «говорения». Это часто вызывает неприязнь или даже открытую негативную реакцию подчиненных. 5. Авторитет педантизма проистекает из склонности к мелочной опеке, излишне жесткой регламентации деятельности подчиненных. Педантизмом чаще всего страдают некомпетентные руководители. Человек недостаточно компетентный склонен придумывать искусственные критерии оценки подчиненных, иногда не имеющие ничего общего с сущностью выполняемого задания. 6. Авторитет чванства строится на высокомерии руководителя, раздутой тщеславной гордости за действительные или мнимые заслуги. Люди, строящие свой авторитет на высокомерии, отрицающие все иные мнения, кроме своего, очень болезненно относятся к критике. Любые замечания, даже доброжелательные, воспринимаются ими агрессивно. 7. Авторитет лидера основывается не на постоянном напоминании подчиненным о своем положении, а на налаживании с ними позитивных отношений, создании так называемого эффекта обаяния руководителя.
Наиболее сложная проблема предъявление требований. Но именно требовательность подлинная, обоснованная лежит в основе авторитета как одно из необходимых качеств личности руководителя. В структуре личностных качеств, у способных организаторов, требовательность занимает первое место, у неспособных одно из последних. Чем выше уровень организаторских стремлений и способностей, тем выше авторитет руководителя, уважение к нему со стороны подчиненных.
Лидер (от англ. leader ведущий, первый, идущий впереди) лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Быть лидером означает быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели, помочь другим поверить в ее достижимость и помочь им получить удовлетворение от достигнутого Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов.
Качества лидера 1.Необходимо уметь в любых ситуациях сохранять спокойствие. Ничто не должно выбивать вас из колеи, мешая тем самым в принятии правильного разумного решения. Для этого необходимо стараться получать в жизни только положительные эмоции, подбирая для общения соответствующих людей, и исключая тех, общение с кем у вас постоянно оставляет на душе неприятный осадок. 2.Проявляйте твердость во всем. Умейте отказывать, несмотря ни на какие уговоры и уловки, как кому-то, так и самому себе. Будьте непоколебимы, приняв решение и отстаивая его. 3. Важным качеством лидера является способность принимать решения. Обозначив для себя какую-то цель, четко осознавайте чего хотите добиться. Проявляйте инициативу, генерируйте различные идеи, стройте планы их реализации. При этом реально оценивайте возможности каждой из своих идей, отбрасывайте все ненужное. Не забывайте, что поставленная вами перед собой цель должна быть достижима. Не ставьте перед собой нереальных задач, так как они только заберут ваше время. 4. Не отрицайте своих ошибок, перекладывая ответственность за них на кого-то другого. Ведь настоящий лидер несет ответственность не только за себя, но и за коллектив. 5. Развивайте в себе способности организатора. Ведь правильно организованная работа ведет к сплочению коллектива, и наоборот, бездумное руководство может быть причиной многочисленных разногласий между его членами. Старайтесь гасить любые конфликты. Часто, они являются причиной снижения плодотворности работы. Интересуйтесь и учитывайте мнение каждого члена коллектива.
Виды лидеров 1. Доминирующий лидер Сосредоточен на получении результатов, она раздает команды. Обычно такой руководитель не очень заботится о чувствах и реакции людей, которыми руководит, до тех пор, пока они выполняют свои обязанности и он добивается своих целей. 2. Дискутирующий лидер Успешный лидер, открытый для переговоров, всегда старается одержать тройную победу. Он желает успеха для своей организации, для своих последователей и для себя самого. Такая тройная победа возможна в том случае, если лидер понимает, что нужно его организации, он заботится о потребностях своих пользователей и знает, чего желает сам. 3. Убеждающий лидер Пользуется положительной силой своих слов, чтобы склонить других людей на свою сторону. 4. Лидер, подающий пример Личный пример всегда производит сильное впечатление на людей. Положительный пример побуждает к положительным поступкам. 5. Лидер вдохновитель Это высшая форма руководства. Лидер вдохновитель развивает взаимоотношения со своими людьми, делится с ними своими положительными представлениями, мотивирует их, чтобы они верили в осуществление общих целей, предоставляет все необходимые условия для успешной работы. Люди, которыми он руководит, являются его партнерами в достижении успеха.