«Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором напоминающей лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии; «имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит»… И.С.Тургенев
Вопрос Что помогает определить принадлежность текста к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина?
Задание Дополните данное определение, пользуясь любыми доступными источниками информации. Выделите ключевые позиции. ПАРОДИЯ (от греч. parodia - противопеснь) - вид сатирического произведения, целью которого служит осмеяние литературного направления, жанра, стиля, манеры писателя, отдельного произведения. Пародия может быть направлена против определенных особенностей литературных произведений - тематики, идейного содержания, особенностей сюжета, образов героев, композиции, языка. Основное ее средство - ироническое подражание осмеиваемому образцу, передача в гиперболизированном, шаржированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.
Задание Прокомментируйте название главы «О корени происхождения глуповцев». Вопрос Благодаря чему создаётся пародийный эффект?
Задание Проанализируйте название романа, пользуясь подсказкой: «История одного города» (М.Е.Салтыков-Щедрин) «История села Горюхина» (А.С.Пушкин) «История государства Российского» (А.Толстой) «История государства Российского» (Н.М.Карамзин) «История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв) Вопрос Что объединяет данные названия? Каковы принципиальные различия между указанными произведениями / исследованиями?
Выступление группы 1 Образ города Глупова в творчестве М.Е Салтыкова- Щедрина
Задание Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите примеры.
Задание Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите примеры.
Задание Прокомментируйте соотношение образов: автор произведения – издатель, нашедший рукопись – архивариусы-летописцы. Приведите примеры подобного соотношения в произведениях художественной литературы.
Автор Издатель Летописцы
Интертекстуальность как основа приёма пародии в главе «О корени происхождения глуповцев» (роман «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина)
Задание Опираясь на собственный опыт, дайте определение термина «интертекстуальность». Пользуясь доступными источниками информации, уточните и расширьте Ваше определение.
Соотношение главы «О корени происхождения глуповцев» с произведениями древнерусской литературы. Вопросы Почему упоминаются имена историографов Костомарова, Соловьёва и Пыпина? Как изменяется смысловой и ритмический рисунок «Слова»? Какую роль в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина играет приём буквального прочтения метафорических выражений?
Выступление группы 2 Названия племён, упоминаемые в главе
«…Ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности. Они засвидетельствуют, что этот «вздор» сочинён самим народом, я же со свое стороны рассуждал так: если подобные названия существуют в народном представлении, то я, конечно, имею полнейшее право воспользоваться ими и допустить их в мою книгу». М.Е.Салтыков-Щедрин
«моржееды» - архангельцы «лукоеды» - арзамасцы «гущееды» и «долбежники» - новгородцы «клюковники» - владимирцы «куралесы» - брянцы «вертячие бобы» - муромцы «лягушечники» - дмитровцы «лапотники» - клиновцы «чернонебные» - коломенцы «проломленные головы» - орловцы «слепороды» - пошехонцы, вятичане «вислоухие» - ростовцы «кособрюхие» - рязанцы «ряпушники» - тверитяне «заугольники» - холмогорцы «крошевники» - капорцы «рукосуи» - чухломцы
Выступление группы 3 Выявление интертекстуальных связей: быт и жизнь племён
Задание Сопоставьте тексты: «О корени происхождения глуповцев» (М.Е.Салтыков-Щедрин) «История России в рассказах для детей» (А.О.Ишимова) «История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв) «О физическом и нравственном характере славян древних» (Н.М.Карамзин) Что объединяет и различает данные тексты? Вопрос Какие фольклорные сюжеты стали объектом пародирования в главе «О корени происхождения глуповцев»?
Выступление группы 4 Выявление интертекстуальных связей: призвание на княжение
Задания Приведите примеры пародирования летописи, сказки, былины, буквального прочтения фразеологизма. Вспомните, что такое эзопов язык.
Выступление группы 5 Выявление интертекстуальных связей: заложение города Глупова
Существует два рода карикатуры: одна преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не извращает полностью ее сущность, другая же более или менее сознательно отклоняется от естественной правды и реальных соотношений. Салтыков прибегает только к первому роду, который один только и допустим. И.С.Тургенев
Домашнее задание Письменно прокомментировать слова Р.Барта: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на разных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат».