ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О. А. Смоляк, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института искусства и культуры
Определение объема работы и постановка задач Функции УМО института : Составление графика выполнения работ ; Консультации представителей кафедр на основе методического обеспечения кафедры социально - культурной деятельности ; Утверждение формы подачи документов Задачи ответственных представителей кафедры : Сгруппировать требуемую документацию в блоки ; Выделить объем работы, которую выполняет каждый преподаватель с целью создать информационное поле для обсуждения проблем внедрения компетентностного подхода.
Распределение ролей в работе по подготовке образовательной программы Ответственные представители и руководство кафедры – составление нового учебного плана, определение принципов и логики учебного процесса. Ответственный представитель кафедры – описание компетенций, подготовка методического материала для составления аннотаций учебных дисциплин Преподаватели кафедры – подготовка аннотаций учебных дисциплин в соответствии с заявленными принципами, логикой учебного процесса ; компетенциями и базовыми структурами знания, которые указаны в государственном стандарте.
Этапы работы над паспортом и программой формирования у студентов компетенций 1. Составление описания каждой компетенции ; 2. Определение связи компетенции с базовыми структурами знания, сформулированными в государственном стандарте ; 3. Методическая работа с преподавателями кафедры по написанию аннотации к учебной дисциплине ; 4. Использование полученной информации для заполнения формы паспорта компетенции.
Таблица описания компетенций знаниеваядеятельностнаяценностная Пороговый уровень Продвинутый уровень Высокий уровень
Таксономия Блума. Фрагмент знаниепониманиеприменениеанализсинтезоценка Повторить Фиксировать Перечислить Вспомнить Назвать … Толковать Описать Объяснить Сообщить Обсудить … Интерпрети - ровать Использовать Действоать Разработать план … Анализиро - вать Сравнить Соотнести Исследовать Решить … Составить Разработать Сформулиро вать Собирать Организовать … Оценить Аргументиро вать Критиковать Доказывать Прогнозиро - вать …
Пример описания компетенции. Формулировка компетенции ПК -1: « Владеет теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов и практик ; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике » Часть А : Владеет теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов и практик Часть Б : Способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике
Описание компетенции ПК -1 ( часть А ) ЗнаниеваяДеятельностнаяЦенностная Пороговый уровень Дает определения основным понятиям (категориям) культурологии Называет основных представителей теоретических концепций культурологии Сравнивает взгляды теоретиков культурологии Продвину- тый уровень Опознает умозаключения, не соответствующие заявленной теоретической концепции культурологии Интерпретирует элементы и особенности теоретических концепций культурологии Реконструирует социально-культурные условия возникновения культурологического знания, концепций, категорий, методов Высокий уровень Объясняет особенности теоретических концепций культурологии Критикует корректно теоретические позиции представителей культурологии Пересматривает корректно открытый в прошлом эвристический потенциал теоретического знания, методов, категорий и концепций культурологии
Сводная таблица компетенций и базовых структур знания. Фрагмент Базовые структуры знания Учебные дисциплиныКомпетенции Знает основы философии, ФилософияОК-1; ОК-9; ПК-19; ПК-20 Владеет навыками работы в коллективе Психология Педагогика Социальная психология Культура деловых коммуникаций Проектная работа в социально- гуманитарной сфере Культурная политика Технологии выставочной деятельности Психология управления ОК-3; ОК-6; ПК-6; ПК-13; Знает основные теории культуры, Теория культуры Философия культуры Социология культуры Эстетика Методика преподавания культурологии История повседневности ОК-1; ОК-9; ПК-1; ПК-12; ПК-19; ПК-20
Структура аннотации курса Цель курса Задачи курса Место курса в структуре профессиональной подготовки Формируемые курсом компетенции Содержание курса Основная литература
Функциональные и нефункциональные элементы паспорта компетенций Функциональные элементы : Описание компетенции ; Перечень базовых структур знания, необходимых для освоения компетенции ; Список литературы
Нефункциональные элементы : Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза Принятая структура компетенции Общая трудоемкость формирования компетенции у « среднего » студентов вуза ( в часах ) на « пороговом » уровне Цель программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО Учебные дисциплины, модули, практики ( или их разделы ), участвующие в реализации компетенции Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО Календарный график и возможные траектории формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО Формы текущего контроля успеваемости Основные условия, необходимые для успешного формирования у студентов данной компетенции при освоении ООП ВПО Функциональные и нефункциональные элементы паспорта компетенций