Урок во 2 классе по «Окружающему миру» по УМК «Планета знаний» Суходольская СОШ 2 Учитель: Моисеева Т. В.
Повторим, что изучали, решив кроссворд. 1. Вставляют в оконные рамы. 2. Прочный строительный материал. 3. Им пишут на доске. 4. Легкий пористый камень. 5. Из неё изготавливают посуду. 6. Камень, который используют в пищу. Ответы:1. Стекло. 2. Гранит. 3. Мел. 4. Пемза. 5. Глина. 6. Соль. Какое слово получилось в выделенных клетках? Какое слово из слов в кроссворде лишнее? (Стекло) Почему?
Дополнительные вопросы 1) Какой из написанных камней «лишний»? Почему? Какие камни «искусственные»? У кого на столе есть они и изделия из них? Что вы можете рассказать о стекле? 2) У кого на столе гранит? Что вы ещё знает о нём? 3) У кого на столе мел? Что ещё можете о нём рассказать? 4) Что такое пемза? Где используется? 5) Что вы знаете о глине? Что из неё изготавливают, кроме посуды? 6) У кого на столе каменная соль? Как её добывают? Ответы учащихся кратко обобщать. О каких ещё камнях мы говорили на прошлом уроке? Как их люди используют?
Сегодня мы поговорим о других камнях.
Из какого произведения строки? Кто мог носить эти украшения? На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.
Как вы думаете, что означает слово драгоценный? Что такое самоцветы? Какие драгоценные камни вы знаете?
Драгоценный – очень ценный, самого высокого качества. Самоцветы – это слово ввёл около 90 лет назад учёный А. Е. Ферсман для обозначения драгоценных камней, в том числе и бесцветных.
На рисунке вы видите только несколько драгоценных камней. Существует их гораздо больше: александрит, аметист, аквамарин, бирюза, турмалин и другие. А для чего они нужны?
Вспомните! Иллюстрацию какой сказки вы видите? Из чего платье Хозяйки Медной горы? Где находится Медная гора?
Топаз Голубой топаз добывают на Урале. Это твёрдый минерал. Встречаются кристаллы массой до 60кг
Корунд Красный корунд находят на севере Урала. Рубин – его разновидность. Синтетический корунд используют в электронной и часовой промышленности.
Алмаз Этот алмаз найден в Якутии. Особо красиво огранённые алмазы называют бриллиантами. Бриллиантовый букет. Хранится в алмазном фонде России.
Изумруд Это самородок изумруда. После обработки получаются красиво огранённые камни, которые используют в украшениях. Изумруды находят в России на Урале.
Сапфиры Кристалл сапфира с Урала. После обработки получают красивые ювелирные изделия.
Малахит Это самородок малахита. Наиболее известные месторождения на Урале. Малахит – ценный поделочный камень. Землистый малахит – сырьё для красок (малахитовая зелень)
Из самоцветов делали не только украшения: серьги, броши, кольца, колье, бусы. Ими украшали и другие предметы. Некоторые мы сейчас увидим.
Кто изображён на рисунке? Что у него в руках? У царя скипетр и держава. Найдите значения этих слов в учебнике на с. 156.
Скипетр – знак царской власти, жезл с драгоценными камнями и резьбой. Царь держит в правой руке.
Держава – знак царской власти, золотой шар с крестом на верху, украшенный самоцветами. Царь держит в левой руке.
Звезда ордена св. Андрея Первозванного Звезда украшена бриллиантами Учреждён орден Петром I в 1699г. Награждали до 1917г., возобновили награждение в 1998г
Троны Справа трон Ивана Грозного. Украшен золочением, резьбой, слоновой костью. XVI век. Слева трон, усыпанный драгоценными камнями. Выделяется среди них голубая бирюза – любимый камень на Востоке. Это дар шаха Ирана царю Б. Годунову. XVII век..
Часы Настольные часы из малахита. ХIХ век.
Оклад Евангелия На золотом окладе крупные негранённые камни: сапфиры, топазы, турмалины. XVI век.
Саккос Кому мог он принадлежать? Саккос принадлежал патриарху Никону. XVII век. Сшит из очень дорогой ткани – аксамита. Значительная масса ткани, золота, жемчуга, драгоценных камней. Всё это более 15кг.
Ароматник Кувшинчик для хранения косметических масел. XVII век. Золочение, жемчуг, самоцветы.
Букет цветов Цветы из драгоценных камней. XVII век.
Вспомним о чём говорили 1.Какой из этих камней используют в строительстве? 1) каменный уголь 3) янтарь 2) каменная соль 4) гранит 2. Что не утонет в воде? 1) яшма 3) гранит 2) пемза 4) янтарь 3. Что лишнее? 1) фарфор 3) песок 2) стекло 4) кирпич 4.Найдите самоцвет. 1) брошь 3) бусы 2) бирюза 4) браслет 5. Что является изделием- украшением, а не самоцветом? 1) изумруд 3) кольцо 2) топаз 4) рубин 6. Что это такое? 1) кресла; 3) диваны 2) троны; 4) стулья
Проверим и оценим себя 1.Какой из этих камней используют в строительстве? 1) каменный уголь 3) янтарь 2) каменная соль 4) гранит 2. Что не утонет в воде? 1) яшма 3) гранит 2) пемза 4) янтарь 3. Что лишнее? 1) фарфор 3) песок 2) стекло 4) кирпич 4.Найдите самоцвет. 1) брошь 3) бусы 2) бирюза 4) браслет 5. Что является изделием- украшением, а не самоцветом? 1) изумруд 3) кольцо 2) топаз 4) рубин 6. Что это такое? 1) кресла; 3) диваны 2) троны; 4) стулья
Рефлексия. -что нового узнали? -что вызвало интерес? -что вам больше всего понравилось? Запомнилось? Домашнее задание: учебник с.99, печатная тетрадь с. 17