Шедевры мировой художественной культуры на уроках русского языка и литературы Айзятуллина Л. Ф. учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 76»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение-описание по портретам А. С. Пушкина Урок развития речи в 9 классе.
Advertisements

Весна на картинах русских художников Творческий диктант по картинам Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Март» Урок развития речи в 6 классе (После.
Весна на картинах русских художников Сочинение- описание по картинам Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Март» Урок развития речи в 6 классе
Весна н а к артинах р усских художников Сочинение- описание по картинам Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Март» Урок развития речи в 6 классе (После.
Простые и составные предлоги. Повторение Проверка Д/З (упражнение 297) – прочитаем предложения с производными предлогами, назовём предлоги. Карточки (индивидуально).
Искусствоведы Известные художники издавна восхищались красотой русской березы, они воспели на своих полотнах невесту русского леса.
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИСААКА ЛЕВИТАНА «Весна. Большая вода» 4 класс.
Тема урока Сочинение – описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Работа над сочинением по картине И.И. Левитана «Март»
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Сочинение-описание по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Цель урока: 1. Научить писать сочинение- описание на материале непосредственных наблюдений. 2. Научиться правильно и последовательно излагать мысли, обобщать.
( по картинам русских художников А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Мартовский снег»). Урок-путешествие в 6 классе.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Сочинение – описание по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ Учитель начальных классов МОУСОШ 45: Супрун Л. В.
Работу выполнил Куракин Влад 8 «Б» класс Приятного просмотра!!! Картина И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Радостно, как гимн пробуждению природы, гимн весне, звучит замечательный левитановский «Март». В картине художник запечатлел тот момент в жизни природы,
К. Ф. Юон. «Конец зимы. Полдень». Константин Федорович Юон, прекрасный живописец, разносторонне одаренный человек.
По картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились.
Сочинение-описание по картине Поленова «Московский дворик» Урок обучения сочинению по картине.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: 5 класс- УМК "Школа 2100" Сочинение по картине "Московский дворик"
Транксрипт:

Шедевры мировой художественной культуры на уроках русского языка и литературы Айзятуллина Л. Ф. учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 76»

ЛИТЕРАТУРА МХК РУССКИЙ ЯЗЫК ИНФОРМАТИКА И ИКТОБЩЕСТВОЗНАНИЕИСТОРИЯ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Сочинение-описание по портретам А. С. Пушкина Урок развития речи в 9 классе

Цели урока: Узнать об истории создания портретов и художниках, их написавших Узнать об истории создания портретов и художниках, их написавших Собрать материалы к сочинению Собрать материалы к сочинению Составить план к сочинению Составить план к сочинению Узнать, как писать сопоставительное сочинение-описание двух портретов Узнать, как писать сопоставительное сочинение-описание двух портретов

Два портрета

«Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит» А. С. Пушкин

Найдите общее и различное в этих двух портретах. Какова цветовая гамма? В какой позе изображён поэт? Куда он смотрит? Что выражает его взгляд? Какова особенность его одеяния? Что является фоном? Каким поэта представляет О. Кипренский, а каким В. Тропинин?

Материалы к сочинению. Запишите эти словосочетания и дополните их своими Портрет О. Кипренского Портрет О. Кипренского Курчавые волосы Курчавые волосы Почти идеальная внешность Почти идеальная внешность Сложенные на груди руки Сложенные на груди руки Ухоженные ногти Ухоженные ногти Шотландская накидка Шотландская накидка Тугой галстук Тугой галстук Скульптура музы на заднем плане Скульптура музы на заднем плане Портрет В.Тропинина Портрет В.Тропинина Правая рука лежит на столе Правая рука лежит на столе Заветный перстень на руке Заветный перстень на руке Растрепавшиеся волосы Растрепавшиеся волосы Белым пятном выделяется на полотне свободный воротник Белым пятном выделяется на полотне свободный воротник Устремлённый вдаль взгляд Устремлённый вдаль взгляд Свободное одеяние Свободное одеяние Тёмный фон не отвлекает от созерцания Тёмный фон не отвлекает от созерцания

Учимся строить предложения. В каждом предложении обязательно должно быть сказуемое. Составьте предложения на основе данных словосочетаний Растрёпанные волосы Растрёпанные волосы Волосы растрепались в беспорядке Волосы растрепались в беспорядке Скрещенные руки Скрещенные руки Тонкие руки с длинными пальцами скрещены на груди Тонкие руки с длинными пальцами скрещены на груди Скульптура музы Скульптура музы На заднем плане художник изобразил музу, чтобы показать принадлежность Пушкина к сонму поэтов, творцов На заднем плане художник изобразил музу, чтобы показать принадлежность Пушкина к сонму поэтов, творцов Белый воротник Белый воротник Белый воротник выделяется ярким пятном на портрете и привлекает внимание зрителя к лицу поэта Белый воротник выделяется ярким пятном на портрете и привлекает внимание зрителя к лицу поэта Шёлковая блуза Шёлковая блуза Шёлковая блуза не сковывает движений поэта, что показывает вольность его натуры Шёлковая блуза не сковывает движений поэта, что показывает вольность его натуры Тёмный фон Тёмный фон На тёмном фоне ярко выделяется лицо поэта. (Или) Тёмный фон не отвлекает внимания зрителя от лица поэта На тёмном фоне ярко выделяется лицо поэта. (Или) Тёмный фон не отвлекает внимания зрителя от лица поэта

Составим план сочинения. План должен быть сложным (с подпунктами) и подробным. План необходим для того, чтобы работа была логичной. I Вступление (об истории создания, о времени, когда были созданы портреты) II Основная часть (описание) 1.Сходства: а) положение; а) положение; б) цветовая гамма; б) цветовая гамма; в) взгляд в) взгляд 2. Различия: а) одеяние; а) одеяние; б) фон; б) фон; в) образ; в) образ; г) детали г) детали III Заключение I История создания портретов год – трудное время в жизни поэта. II Сравнительно описание полотен. 1.Черты сходства: а) тёмная цветовая гамма, тёплые тона; а) тёмная цветовая гамма, тёплые тона; б) поворот головы влево; б) поворот головы влево; в) взгляд, провидящий будущее; в) взгляд, провидящий будущее; 2. Различия: а) Портрет Кипренского – парадный, портрет Тропинина выполнен в реалистической манере а) Портрет Кипренского – парадный, портрет Тропинина выполнен в реалистической манере б) муза – у К. и тёмный фон – у Т. б) муза – у К. и тёмный фон – у Т. в) детали костюма в) детали костюма г) тонкие пальцы с длинными ногтями, заветный перстень на пальце г) тонкие пальцы с длинными ногтями, заветный перстень на пальце III Замечательные полотна

Речевые обороты, использующиеся в сравнительных характеристиках. Сравнивать необходимо параллельно Если О. Кипренский…, то В.Тропинин… Если О. Кипренский…, то В.Тропинин… О. Кипренский …, в то время как О. Кипренский …, в то время как В. Тропинин… В. Тропинин… … а В. Тропинин… … а В. Тропинин… Иначе изображает поэта В.Тропинин. Иначе изображает поэта В.Тропинин. И на одном, и на другом полотне…, но… И на одном, и на другом полотне…, но…

Синонимы, помогающие избежать повторов Какими синонимами можно заменить слово художник? Какими синонимами можно заменить слово художник? Мастер, живописец, творец Мастер, живописец, творец Какими синонимами можно заменит слово портрет? Какими синонимами можно заменит слово портрет? Полотно, шедевр, произведение искусства, картина Полотно, шедевр, произведение искусства, картина Какими синонимами можно заменить слово изобразил? Какими синонимами можно заменить слово изобразил? Написал, создал, выразил Написал, создал, выразил

О. Кипренский В. Тропинин

Весна на картинах русских художников А. К. Саврасов «Грачи прилетели» И. И. Левитан «Март»

Творческий диктант Пейзаж А. К. Саврасова «Грачи прилетели» поражает каждого, кто может чувствовать красоту русской природы. Прежде всего поражают грачи, которые деловито обсели верхушки деревьев. Они суетятся над своими (…) гнёздами, кружат в небе, радуются возвращению на родину. (…) снег по (…) берёзами усеян сучками и веточками, испещрён следами (…) лапок. Вода кое-где пробилась сквозь наст, образовала (…) проталины и (…)лужицы. (…) прудик уже освободился от снега. (…) берёзы окунули в воду свои стволы. Солнца нет, но оно где-то здесь, рядом, за (…) облаком. Лучи его ласкают и освещают (…) деревья. Тянутся от них по снегу (…) тени. Солнышком высвечены и (…) церквушка с колоколенкой, и (…) забор. (…) краски проникают в сердце (…) мелодией, так что слёзы наворачиваются на глаза. «Март» – один из лучших пейзажей художника И. И. Левитана. (…) день, но еще много снега. Справа виднеется стена (…) дома. Под (…) лучами весеннего солнца дом кажется оранжевым. Возле дома стоят (…) березки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (…) неба. Слева темнеют (…) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают (…) тени. В картине снег (…) имеет множество цветовых оттенков: около деревьев – (…), на дороге – (…). (…) пятном выделяется лошадь, греющаяся под первыми (…) лучами. Хочется вдохнуть полной грудью (…) воздух. И. И. Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.

Сравни! Пейзаж А. К. Саврасова «Грачи прилетели» поражает каждого, кто может чувствовать красоту русской природы. Прежде всего поражают грачи, которые деловито обсели верхушки деревьев. Они суетятся над своими (разлапистыми) гнёздами, кружат в небе, радуются возвращению на родину. (Сырой грязный) снег по (кривыми) берёзами усеян сучками и веточками, испещрён следами (птичьих) лапок. Вода кое-где пробилась сквозь наст, образовала (рыжие) проталины и (бурые)лужицы. (Маленький) прудик уже освободился от снега. (Кривенькие) берёзы окунули в воду свои стволы. Солнца нет, но оно где-то здесь, рядом, за (светлым, жемчужно-перламутровым) облаком. Лучи его ласкают и освещают (озябшие) деревья. Тянутся от них по снегу (бледно-лиловые) тени. Солнышком высвечены и (старая покосившаяся) церквушка с колоколенкой, и (деревянный) забор. (Скромные, неяркие) краски проникают в сердце (дивной) мелодией, так что слёзы наворачиваются на глаза. «Март» – один из лучших пейзажей художника И. И. Левитана. (Солнечный, весенний) день, но еще много снега. Справа виднеется стена (деревянного, желтого) дома. Под (яркими, теплыми) лучами весеннего солнца дом кажется оранжевым. Возле дома стоят (белоствольные, изящные) березки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (яркого, голубого) неба. Слева темнеют (зеленые) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые) тени. В картине снег (искристый, рассыпчатый) имеет множество цветовых оттенков: около деревьев – (голубоватый, сероватый), на дороге – (грязный, бурый, желтовато- серый). (Теплым, коричневым) пятном выделяется лошадь, греющаяся под первыми (теплыми, солнечными) лучами. Хочется вдохнуть полной грудью (чистый, прозрачный, холодный, весенний) воздух. И. И. Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.

Виртуальная экскурсия

Киноискусство

Музыка и слово неразрывны

«Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности». Ф. Шиллер