Модерн в Европе Коробкова О.Е. ГБОУ лицей 507
Названия Модерн – в России. Ар Нуво – во Франции. Либерти – в Италии. Стиль Тиффани – в США. Сецессион – в Чехии и Австрии.
Особенности Использование растительного орнамента. Легкие, волнистые, текучие линии. Новая интерпретация существовавших стилей (готика, романтизм, барокко, классицизм), но без копирования. Использование новых строительных и отделочных материалов. (Железобетон, металлические конструкции, керамика, облицовочный кирпич, большие поверхности стекла.) Асимметрия, свободная планировка, динамика. Функциональность и рационализм. Большая роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий (витражи, панно, кованое и гнутое железо, керамическая плитка, ткани).
В. Орта. Дом Э. Тасселя – Бельгия, Брюссель. Виктор Орта' ( ) – бельгийский архитектор, один из создателей стиля модерн. - Свобода планировки. - Стилистическое единство всех декоративных и конструктивных элементов. - Использовал растительный орнамент, первым ввел в модерн гибкую упругую линию – «линия Орта».
Вагнер Отто ( ) Майолик-Хауз, Австрия, Вена. (Доходный дом.)
Панно «Музыка» на главном фасаде дома музыкального общества в центре Праги г. Архитектор – Иозеф Фанта, художник – Карел Моттл.
Художественная ковка с растительным и животным орнаментом – один из признаков стиля Модерн. «Изящная невесомость линий ярче всего проявлялась при работе с мягкими податливыми материалами или с теми, которые могли таковыми казаться. По сути это был декоративный стиль, служащий для придания весьма прочным предметам видимости хрупкости и воздушной легкости.» У. Харди.
Каталонский модернизм Антонио Гауди ( ) Антонио Гауди ( ), испанский архитектор, работал в Барселоне, создал своеобразный вариант стиля модерн. Почти не работал с чертежами. Гауди пользовался набросками здания в импрессионистском стиле, рассчеты делал в уме. Был необщителен, равнодушен к роскоши в быту, не имел друзей, не оставил после себя никаких записей.
А.Гауди. Дом Батло. («Дом костей») 1904 – Испания, Барселона. В архитектуре дома присутствует сюжет: Св. Георгий убивает дракона. 1-2 этаж – кости, скелет дракона, стены имитируют кожу, крыша – хребет.
А. Гауди. Парк Гуэль – Назван по имени заказчика – предпринимателя.
Саграда Фамилия. (Собор Святого семейства.) …
Гауди задумал построить 3 фасада: «Рождество», «Страсти Христовы», «Воскресение», украшенные 12 башнями. Фрагмент фасада «Рождество».
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Уильям Моррис ( ) – английский художник, дизайнер по тканям, мебели, оформитель книг, разработчик шрифтов. Стоит у истоков концепции синтеза в современном искусстве.
Луи Комфорт Тиффани, сын Чарльза Льюиса Тиффани – основателя фирмы по созданию драгоценностей, - прославился как создатель великолепных ламп и витражей, как изобретатель технологии многослойного стекла.
Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже для витражей.
Альфонс Муха. Иллюстрации.