Национальный менталитет- это образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, привычек.
Народные сказки как нельзя лучше отражают менталитет народа. Люди их сочиняли, исходя из того, что происходило вокруг, а потом рассказывали друг другу. Русские волшебные сказки создают целостную и весьма многогранную картину мира. Эта картина весьма достоверна, так как на ней нарисованы все типажи окружающей человека жизни. Именно поэтому можно утверждать, что русские народные сказки – продукт коллективного творчества народа. Но и сам народ, в свою очередь, формируется как целостная общность под воздействием сказок.
Типичными персонажами русских народных сказок являются Иван Царевич, Иванушка- Дурачок, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая. Положительными, идеализированными героями русских сказок часто являются женщины. Это идет из жизни – женщина в нашей культуре весьма уважаема, может обладать властью, имеет авторитет. Глубокий, а порой противоречивый характер русского человека отражен в образе такого героя как Иван- Дурак. Иван- дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.
Герои русских сказок ленятся, надеются на «авось». Например, в сказке «По щучьему велению» Емеля сидит на печке и ничего, по сути, не делает, а щука исполняет его желания. Но в то же время герой русской сказки много действует, едет за тридевять земель, преодолевая массу препятствий и решая множество проблем. Герои всегда действуют сообща, помогают друг другу – это отражает нашу традицию жить общинной жизнью.
В сказках хорошо выражена нетерпеливость русского человека. Одна из самых мудрых русских сказок «Царевна-Лягушка», где Иван-царевич от нетерпения сжигает лягушачью шкурку, нарушая тем самым ход событий. Только пройдя большой путь испытаний, Иван-царевич возвращает свое счастье, которое было так близко и возможно при смирении и терпении.
В сказке «Царевна-змея» казак попадает в «оловянный замок», где исполняются все его желания, но никого нет рядом. Идея свободы в духе русского народа выражена в следующем эпизоде: «Долго-долго оставался казак в оловянном замке, и взяла его скука смертная: шутка ли завсегда один-одинешенек! Не с кем словечка перекинуть. С горя напился он пьян, и вздумалось ему ехать на вольный свет, только куда ни бросится везде стены высокие, нет ни выходу, ни входу». Только с помощью волшебных сил и своей смелости казак вновь обрел свободу.
В "Слове о полку Игореве" говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород- Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско. Это необыкновенный памятник древнерусской культуры. Из этого произведения мы узнаем и описание природы, национального объеденного характера, мужество русских воинов.
Герои сказок: В русских сказках – незаметный, слабый, несерьезный, нелогические поступки, но в конце он побеждает. Героиня сказок: Русские сказки: мудрые, постоянно спасают главного героя, верные и скромные, покорные судьбе. Знак мира – предложение поесть, гостеприимство. Баба-Яга творит добро. В самых неожиданных ситуациях раскрываются черты: злость, скупость, жадность, простота, терпение, любовь. Глобальное противостояние добра и зла, битва единых сил, победа добра.