Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. « Когда мы тратим время на планирование, времени становится больше ». М. Рустам
Определение «планирование» План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно- образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Темы для обсуждения -реализация принципа интеграции образовательных областей; -реализация принципа интеграции образовательных областей; - комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса; - комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса; - необходимость решения программных задач в совместной деятельности педагога и детей в режиме дня; - необходимость решения программных задач в совместной деятельности педагога и детей в режиме дня; - перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации деятельности дошкольников. - перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации деятельности дошкольников.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ - деятельностный подход; - смена дел; - форма планирования структурно строится из 10 образовательных областей; - занятия как формы непосредственно образовательной деятельности
Требования к планированию основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Особенности планирования работы с учетом ФГТ объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно- образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ; выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно- образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ; четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Этапы разработки системы планирования 1. Соотнесение образовательных областей, заявленных в ФГТ и образовательной программе каждого ДОУ, с видами детской деятельности, организуемыми педагогом. 2. Выявление места организуемых педагогом видов деятельности детей, форм работы в режиме дня в течение недели. 3. Распределение общего объема обязательной части образовательной программы в режиме дня в соответствии с новой структурой, заявленной в ФГТ.
1 Этап: Соотнесение образовательных областей, заявленных в ФГТ и образовательной программе каждого ДОУ, с видами детской деятельности, организуемыми педагогом.
Структура образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей образовательную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности образователь ную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов 123
Модель плана работы воспитателя Ι раздел: Общие сведения. «Сведения о детях и родителях»; «Сведения о детях и родителях»; «Взаимодействие с семьями детей»; «Взаимодействие с семьями детей»; «Режим дня группы на холодный период года»; «Режим дня группы на холодный период года»; «Режим дня группы на теплый период года»; «Режим дня группы на теплый период года»; «Листок здоровья»; «Листок здоровья»; «Система закаливания в группе»; «Система закаливания в группе»; «Двигательный режим»; «Двигательный режим»; «Гимнастика»; «Гимнастика»; «Результаты обследования речи детей»; «Результаты обследования речи детей»; «Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи». «Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи».
ΙΙ радел: комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми. Месяц и недели События, праздники, традиции ТемаОрганизация развивающей среды самостоятельной деятельности детей Формы организации для совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействи е с семьей Темообразующие факторы: o реальные события происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники); o воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; o События, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов ранее не известных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?». «Что с этим делать?». «Как это действует?»); o события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
ΙΙΙ раздел: перспективное планирование по видам детской деятельности игровая; игровая; двигательная; двигательная; коммуникативная; коммуникативная; трудовая; трудовая; познавательно-исследовательская; познавательно-исследовательская; продуктивная; продуктивная; музыкально-художественная; музыкально-художественная; чтение. чтение.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПОДХОДА - реализуем прогрессивные достижения педагогической науки, - выполняем федеральные государственные требования, - учитываем интересы конкретных детей и конкретной группы, - привлекаем родителей к участию в воспитательно- образовательном процессе, - предоставляем воспитателю простор для профессионального творчества.