МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад 100» Заводского района г. Саратова Семинар «О мальчиках и девочках, а также их родителях» февраль 2012 – 2013 уч.год
Цель Познакомить педагогов с основными научными знаниями о полоролевом воспитании дошкольников Сформировать у педагогов практические навыки по полоролевому воспитанию
План семинара СодержаниеСрокОтветственный 1Вопросы теории 1.Исторический аспект проблемы полового воспитания в дошкольной педагогике 2. Современные проблемы полового воспитания и реализации гендерного подхода в домашнем и общественном воспитании 3. Современная культуросообразная технология полоролевого воспитания дошкольников старший воспитатель Фролова С.П. воспитатели Логинова О.Б., Чарская Н.Н. воспитатели Осипова Н.А., Тимофеева С.А. 2Содержание и формы работы с детьми 1.Тематика секретных бесед с мальчиками и девочками 2.Этикет для девочек и мальчиков на основе программы «Мальчики и девочки – кто они?» М.А.Радзивиловой 3.Методические рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы 4.Проект «Девочки и мальчики» и разработка технологий гендерного воспитания воспитатели групп воспитатели Вехова Н.А., Яковлева Т.В. 3 1.Гендерная идентичность как направление совместной образовательной деятельности с детьми и родителями в ДОУ воспитатели Осипова Н.А., Степанова И.В.
Исторический аспект проблемы полового воспитания в дошкольной педагогике
1 этап: «Снять покров с тайны рождения» Первый уровень – «географический» Ребенок интересуется, где он находился до своего рождения, и почти не воспринимает правдоподобные ответы взрослых Второй уровень – «магически-технологический» Ребенок задает родителям вопросы, касающиеся технологии рождения и создает собственные версии того, как это происходило Третий уровень – «переходный технологический» Дети представляют деторождение как участие родителей в «засевании семени» и излагают собственную интерпретацию того, в чем их просветили сверстники и взрослые
2 этап Пробуждение сексуальности 1.Оральная – получение младенцем удовольствия от акта сосания когда ощущение от прикосновения к губам и их ритм поглощает все внимание малыша и кончается сном (цель принятия пищи исключается) 1.Анальная - внимание малыша переключается на удовольствие от процесса дефекации 1.Генитальная – получение удовольствия от акта мочеиспускания З.Фрейд
3 этап Формирование половой идентичности Игровое пространство для мальчиков Игровое пространство для девочек Общие дела
4 этап Разработка методик полового и полоролевого воспитания Соблюдение главных принципов нравственного воспитания Формирование основ нравственных качеств мужественности и женственности через различные виды детской совместной деятельности Использование механизмов подражания Преодоление разобщенности детей разного пола в старших группах детского сада, чему способствуют: а) формирование адекватных представлений не только о своей половой, но и социальной роли представителей противоположного пола и уважительного отношения к ней б) совместность участия детей разного пола в воспитательной работе педагога по полоролевому развитию в) инициирование сюжетно-ролевых игр, где дети будут проигрывать свои будущие социальные роли, в том числе и семейные г) привлечение детей обоего пола к простейшему принципу взаимодополнения с учетом возможностей партнера
Гендерная социализация - п роцесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами. Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Современные проблемы полового воспитания и реализация гендерного подхода в домашнем и общественном воспитании
Проблемы бесполой педагогики 1.Отсутствие дифференцированного подхода к задачам, принципам, содержанию и методам работы с детьми в зависимости от их пола 2.Преобладание женщин – педагогов в системе образования 3.Преобладание женской линии в семейном воспитании 4.Создание развивающей среды без учета гендерной дифференциации
Особенности мужского и женского стилей воспитания Женское воспитание: Повышенная эмоциональность Преобладание словесных методов и приемов косвенного воздействия на сознание ребенка Более требовательное отношение к девочкам Более терпимое отношение к мальчикам В своих педагогических оценках женщины более непоследовательны и зависимы от мнения окружающих. Мужское воспитание: Меньшая зависимость от мнения окружающих Чаще используют телесные наказания и тактильные методы поощрения Предпочтение активных игр, игр «неразберих» Менее эмоциональны Более терпимое отношение к девочкам, более требовательны к мальчикам
Стратегии гендерной социализации Модели гендерной социализации Объем информации Содержание информации ПодходОбщий тон РестриктивнаяМинимум – чем меньше, тем лучше Не делай того или этого, ибо… Это единственный верный путь Нет! ПермиссивнаяМаксимум – чем больше, тем лучше Существуют следующие пути… Все пути хороши Да! «Золотая середина» Оптимум – столько, сколько необходимо Поступай так, а не иначе, ибо… Есть много путей, выбирай лучший Да, но…
Вывод 1.Гендерные роли формируются культурой (воспитание, образование. обучение) 2.Половое воспитание в широком смысле слова – весь процесс гендерной социализации 3.Гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам - «крылья»
Домашнее задание Аннотация к книге В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман «Мальчики и девочки -два разных мира»
Литература 1.«Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей» Т.В. Иванова, Волгоград: ИТД «Корифей», «Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста», И.П. Шелухина, М.: ТЦ «Сфера», Программа «Мальчики и девочки – кто они?» М.А.Радзивиловой 4.«Формирование гендерной идентичности» Н.А. Виноградовой, Н.В.Микляевой, М. ТЦ «Сфера», 2012
Спасибо за внимание!