Формирование умения задавать вопрос как универсального учебного действия у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы Путкова Н.М. кандидат педагогических наук учитель-логопед ГБОУ СОШ 305 СВУО
Федеральные государственные образовательные стандарты Приоритет системы образования - формирование у детей универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Значение универсальных учебных действий (УУД) - обеспечивают возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и спользовать средства их достижения, уметь контролировать и оценивать результаты учебной деятельности - создают условия развития личности на основе умения учиться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; умение учиться во взрослой жизни обеспечивает готовность личности к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мир
Личностные УУД Направлены на принятие ребенком норм поведения в обществе, на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Благодаря им учение становится осмысленным, связывается с реальными жизненными целями и ситуациями
Регулятивные УУД Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем постановки целей, планирования, контроля и оценки своих действий и их успешности. Последовательный переход от контроля к самоконтролю, саморегуляции в учебной деятельности создает базу будущего профессионального образования.
Познавательные УУД Включают действия исследования, поиска и отбора информации из различных источников в разных формах; сюда входят сбор информации, обработка, анализ и ее передача.
Коммуникативные УУД Обеспечивают возможность сотрудничества, взаимодействия в социуме. Ребенок приобретает умения вступать и вести диалог, полилог (задавать вопросы и отвечать на них), выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнение собеседника.
Коммуникативная деятельность (общение) взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Предкоммуникативные умения: подтвердить, уточнить, одобрить, попросить, пригласить (стандартизированые высказывания) Коммуникативные умения: -вступать в общение и поддерживать его -прогнозировать результаты своего высказывания -высказываться без специальной подготовки -говорить в нормальном темпе и выразительно -понимать сказанное в нормальном темпе -переспрашивать -общаться в паре, в группе, публично
Мотивы общения -познавательный мотив (потребность во впечатлениях) -деловой мотив (потребность в активной деятельности) - личностный мотив (потребность в признании и поддержке) 2-3 года – игровое взаимодействие со взрослыми; 3-4 года – новые впечатления; 4-5 лет – рассказывание взрослым сказки; 5-7 лет – познавательные и личностные мотивы (например, беседы со взрослым на личные темы)
Две сферы общения ребенка Общение со взрослым (ребенок овладевает речевыми нормами, присваивает социальный опыт) Общение со сверстником (ребенок получает возможность применить усвоенные нормы на практике; происходит переход от пассивной речи к активной, актуализация опыта )
Вопрос – элемент общения, начало и продолжение мышления, навык речевого этикета. Функции вопросов: - познавательная (исследовательская, регуляторная); - коммуникативная (установление контакта, побуждение к действию, сопереживание)
Онтогенез вопросительных высказываний (нормальное речевое развитие) Первый возраст вопросов (1-3 года) – вопросы о названии и месте (кто? что? где? куда? откуда?). Второй возраст вопросов (3-6 лет) – вопросы о причине и времени (когда? почему? зачем?). Третий возраст вопросов (младшие школьники) – произвольная постановка вопросов в проблемной ситуации.
Характеристика вопросительных высказываний старших дошкольников с ОНР Трудности понимания инструкции «спроси», «задай вопрос»; Дети лучше владеют навыком постановки социально- коммуникативных вопросов, чем познавательных; но выявлены трудности определения темы вопросов в ситуации знакомства, лексико-грамматические ошибки; В свободном общении и в ситуации обучения дети редко используют познавательные вопросы; наименее употребительными являются вопросы «Какой?», «Сколько?», «Зачем?», «Когда?»; выявлена стереотипия использования вопросов «Что делает?», «Что? Кто?», «Почему?».
Направление работы по формированию вопросительных высказываний Создание положительной мотивации проявления речевой инициативы Оформление вопросительных предложений с помощью лексико-грамматических средств на основе синтаксических моделей Актуализация социально-коммуникативных и познавательных вопросительных высказываний в различных ситуациях общения Развитие невербальных средств оформления вопросительных высказываний Активизация познавательной деятельности
Методы, используемые в обучении Репродуктивные (наблюдение, рассматривание картинного материала, восприятие художественных произведений, отраженные и сопряженные высказывания, речевые игры, тренинги) Продуктивные методы (беседа с незнакомым и знакомым сверстником, коллективная беседа на заданную тему, сюжетно-ролевые игры, моделирование предметных и социальных условий протекания речи, дидактические и речевые игры творческого характера)
1 этап – подготовительный стимулирование речевой активности; формирование зрительного контакта; формирование вопросительной интонации; развитие невербальных средств общения; развитие познавательных процессов.
2 этап - основной Формирование социально-коммуникативных вопросительных высказываний: а) наблюдение за использованием вопросов в процессе восприятия художественных произведений; б) упражнение детей в знакомстве со сверстниками и взрослыми (знакомыми и незнакомыми); в) активизация социально-коммуникативных высказываний в свободной речевой продукции детей
Проект Моя семья Совместно с родителями дети выполняют работу на тему Моя семья и составляют рассказ о семье. Затем на групповом занятии ребята задают друг другу вопросы о членах семьи (Кто это? Как зовут? Сколько лет? Кем работает?). После этого проводится совместный досуг с родителями в форме беседы, на котором дети задают вопросы родителям своих друзей, а родители задают вопросы ребятам.
Моя семья
2 этап Формирование познавательных вопросительных высказываний. Порядок введения вопросов: Вопросы о названии: что? кто? Вопросы о месте: где? куда? Вопросы о причине и цели: почему? зачем? Вопросы о качестве и количестве: какой? сколько?
Познавательные вопросы: Pепродукция вопросов педагога при анализе ситуаций и картинного материала Продукция вопросов (используется помощь в виде подсказки темы вопроса, плана-схемы анализа картины - вводятся символы вопросов) Речевые игры: Угадайка, Найди место, Любопытная Варвара; прием работы с закрытой картиной и др.
3 этап - заключительный На данном этапе дети учились использовать полученные навыки для целей общения. Использовались инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования. Игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры организовывались в ходе досуговой деятельности. Детям предлагались ситуации, проявляя в ходе которых познавательную, творческую и речевую активность, взаимодействуя друг с другом, они приходили к совместному решению проблемы, к созданию общего продукта их деятельности.