Диагностика мотивации учебной деятельности
Вопросы, сопутствующие изучению мотивационной сферы: какие потребности ( склонности, привычки ) типичны для данного человека ( какие чаще всего удовлетворяет или пытается удовлетворить, удовлетворение каких приносит ему наибольшую радость, а в случае неудовлетворения – наибольшие огорчения, чего не любит, пытается избежать ); какими способами, с помощью каких средств он предпочитает удовлетворять ту или иную потребность; какие ситуации и состояния обычно запускают то или иное его поведение; какие свойства личности, установки, диспозиции оказывают наибольшее влияние на мотивацию того или иного типа поведения; способен ли человек на самомотивацию, или нужно вмешательство со стороны; что сильнее влияет на мотивацию – имеющиеся потребности или чувство долга, ответственности; какова направленность личности.
Авторы монографий, посвящённых мотивации и мотивам Алексеев В. Г. Ковалёв В. И. Леонтьев А. Н. Ломов Б. Ф. Симонов П. В. Якобсон П. М. Аткинс Дж. Холл Г. Мадсен К. Маслоу А. Хекхаузен Х. Отечественные:Зарубежные:
Трудности выявления оснований действий и поступков человека: объективныесубъективные
Точки зрения педагогов и психологов «…процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребёнка…» «…каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определённый вид деятельности…» Л. С. Выготский: В. В. Давыдов:
Схема периодизации ведущей деятельности по В. В. Давыдову: 1.Непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до года). 2.Предметно-манипуляторная деятельность (от 1 года до 3 лет). 3.Игровая деятельность (от 3 до 6 лет). 4.Учебная деятельность (от 6 до 10 лет). 5.Общественно-полезная деятельность (от 10 до 15 лет). 6.Учебно-профессиональная деятельность (от 15 до лет)
В процессе учебной деятельности формируются: Теоретическое сознание Мышление Рефлексия Анализ Мысленное планирование Потребности и мотивы учения
эксперимент Методы изучения мотивов и личности опрос субъекта (изучение его мотивировок и мотиваторов) экспериментальные методы оценка поведения и его причин со стороны беседа, опрос, анкетирование наблюдение, анализ результатов деятельности
Методики для старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка» «Определение у старших дошкольников сформированности внутренней позиции школьника» «Весёлый-грустный» для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе». «Кому что подходит?» для оценки эмоционального отношения к школе. «Представь себе…» для оценки направленности ребёнка на процесс обучения в школе.
Методика «Весёлый - грустный». для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
Рассмотри картинки. Опиши, какое, по твоему мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках – весёлое или грустное, и объясни почему.
Дети идут в школу, а один ребёнок смотрит на них из окна.
Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.
Дети в классе во время урока.
Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
Ребёнок дома, готовит уроки.
Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка» ………………..
Ребёнка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребёнку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца? Проведение исследования.
Выводы. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.
Методики для детей среднего и старшего школьного возраста «Изучение отношения к учению и к учебным предметам». «Тройные сравнения» для изучения мотивов учения. «Направленность на отметку». «Познавательная потребность» «Незаконченное решение». «Направленность на приобретение знаний».
Тестовые программы для ПК.
Фразеологизмы о мотивации. Всё валится из рук. Верёвки вить. За милую душу. Золотая середина. Из-под палки. Метать бисер перед свиньями. Отбиваться руками и ногами. Хоть кол на голове тиши. Хлебом не корми.