Российский тренинговый центр Института управления образованием РАО Вебинар «Оценка эффективности деятельности муниципальных образовательных систем» 23 апреля 2013 года Оценка эффективности деятельности муниципальных образовательных систем Агранович М.Л., Исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования
Действующая нормативно-методическая база оценки Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» 607 от 28 апреля 2008 г., который вводит систему показателей оценки, устанавливает порядок оценки и публикации ее результатов определяет перечень необходимых нормативных документов для обеспечения оценки. рекомендует также регионам выделять за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации гранты муниципалитетам. Постановление правительства рф от 17 декабря 2012 г. n 1317 «О мерах по реализации указа президента российской федерации от 28 апреля 2008 г. n 607…» которым утверждены: перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; методику мониторинга эффективности; типовую форму доклада глав; методические рекомендации о выделении грантов; перечень рекомендуемых показателей, используемых для определения размера грантов; правила оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, а также применения результатов указанной оценки; критерии оценки населением эффективности деятельности руководителей
Задачи оценки Содействие достижению и поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания …, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности…, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг
Направления оценки Результативность деятельности органов местного самоуправления в сфере образования Эффективность расходов на образование Уровень удовлетворенности населения услугами образования.
Результаты 1.Оценка результативности и эффективности муниципальных образовательных систем в сфере образования на основе унифицированного набора прозрачных показателей и единой методики 2.Публикация ежегодных докладов каждым муниципалитетом, содержащих сопоставимые данные 3.Расчет объемов и направлений неэффективных расходов по каждому муниципалитету 4.Предоставление грантов наиболее успешным регионам на основе рейтинга 5.Постоянное совершенствование методической базы оценки в части состава показателей, методов сбора данных и расчета, приведения данных к сопоставимому виду, анализа результатов расчета Главный результат - региональные и муниципальные руководители начали считать показатели, придавать значение цифрам и индикаторам, осознали действенность индикативного управления и сами стали проводить оценку образовательных систем не на основе экспертных оценок и мнений, а по проверяемым количественным показателям.
Теперь можно делать следующий шаг: Наряду с совершенствованием: состава показателей методов их расчета методов приведения данных к сопоставимому виду с учетом условий функционирования региональных образовательных систем способов определения целевых значений и нормативов:: способов построения рейтингов Надо развивать направления использования результатов расчетов: Переходить от констатации к анализу причин успеха или неуспеха. Применять индикативные методы управления для улучшения показателей Использовать оценку как информационную базу общественного диалога
Принципы оценки муниципальных образовательных систем Оценка – по эффектам важным для конечного потребителя, а не по промежуточным результатам Учет условий функционирования и возможностей развития Сочетание инвариантной части со специфическими для данной территории показателями Оценка эффективности по конечным результатам, а не «внутренней эффективности Прозрачность и публичность оценки. Оценка проводится для целей анализа и служит информационной основой общественного диалога, а не для наказания и поощрения
Совершенствование оценки муниципальных образовательных систем Корректировка состава показателей оценки и методов их расчета Новый подход к оценке эффективности.
Показатели оценки Направления оценки результативности: Качество образования Доступность дошкольного, общего среднего и дополнительного образования детей и подростков Социализация подростков и молодежи Удовлетворенность населения услугами дошкольного, общего среднего и дополнительного образования детей и подростков Доля выпускников не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников Дифференциация результатов обучения в средней школе Доступность дошкольного образования Доступность дополнительного образования детей и подростков Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем количестве зарегистрированных преступлений удовлетворенность населения услугами: дошкольного образования; общего образования; дополнительного образования
Расчет показателей результативности 1.Рассчитываются показатели результатов и на их основе промежуточные, по направлениям, и сводный индекс результативности. 2.Учет внешних факторов (приведение к сопоставимому виду) – осуществляется на основе расчета зависимости показателей затрат от контекстных показателей или кластеризации.
Схема расчета индексов и построения рейтинга Расчет показателей по направлениям Нормирование Расчет индексов по направлениям Нормирование Расчет сводного индекса Расчет частных и сводного рейтинга
Основные принципы оценки эффективности деятельности : 1.Эффективность деятельности рассчитывается как отношение значений достигнутых показателей результатов к расходам на образование 2.Оценка должна учитывать специфические условия и возможности развития территории 3.Оценка должна учитывать не только достигнутый уровень показателей, но и их динамику.
Расчет показателей эффективности Индекс результативности Расходы на образование в расчете на 1 учащегося Индекс эффективности =
Приведение расходов на образование к сопоставимому виду.
Сравнение номинальных и приведенных расходов
Сравнение индексов результативности и эффективности по муниципалитетам
Общие результаты анализа Индекс результативности сильно коррелирует с затратами, то есть большие расходы дают и лучшие результаты. Показатель эффективности не связан с показателем результативности и показателем расходов, т.е. высокая эффективность может быть обеспечена как в «богатых» муниципалитетах, так и в «бедных» Уровень удовлетворенности населения услугами образования не связан с показателями результатов По результатам экспериментальной проверки в 5 субъектах Федерации
Направления анализа результатов и возможные управленческие решения 1.Определение сильных и слабых сторон региональной образовательной системы 2.Реализация образовательной политики – «манипуляция» весами 3.Использование опыта лучшей практики
Анализ результатов – профиль муниципальной системы образования Муницип. А демонстрирует лучшие, чем в среднем по региону, результаты по качеству образования и социализации учащихся но уступает другим МО по доступности образования
Анализ результатов: в чем проблемы муниципалитета А? Сравнение показателей доступности образования в муниципалитете А со средними по региону
Использование оценки в управлении Анализ причин отставания и успехов Индикативное управление через «манипуляцию» весами при расчете сводного рейтинга. Использование опыта лучшей практики
Использование результатов в управлении КачествоДоступность Социализаци я Удовлетворе нность СВОДНЫЙРанг вес1111 Муниципалитет A0,391,000,920,110,612 B0,450,900,600,220,544 C0,510,601,000,140,563 D0,500,980,270,370,535 E0,380,410,850,260,486 F0,470,821,000,610,731 КачествоДоступность Социализаци я Удовлетворе нность СВОДНЫЙРанг вес3111 A1,181,000,920,110,543 B1,360,900,600,220,515 C1,540,601,000,140,552 D1,510,980,270,370,524 E1,130,410,850,260,446 F1,410,821,000,610,641
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!