Внесемейные институты семейного воспитания детей дошкольного возраста в Санкт - Петербурге Студентка 3- го курса Ботвинченко А. С. НУГ « Семья и социальные неравенства » НИУ ВШЭ СПб 2013
Программа исследования Забота о детях дошкольного возраста Цель исследования – выявить, какие стратегии выбора внесемейных институтов используют родители и какие факторы влияют на их выбор
Программа исследования Задачи исследования : Определить возможные внесемейные институты и выделить их функции Рассмотреть сходства и различия данных институтов Выявить причины выбора / отказа для каждого из институтов
Эмпирическая база исследования Анализ 30 интервью с родителями (15 мужчин, 15 женщин ) Анализ 2000 анкет родителей
Внесемейные институты семейного воспитания Детское образовательное учреждение ( ДОУ ) Институт бабушек - дедушек Няня Детский развивающий центр
Помощь родителям в уходе за детьми - дошкольниками
Потребление услуг семьями с детьми дошкольного возраста
Функции ДОУ Детское образовательное учреждение Замещения Социализации Заботы Образования и развития Государство Семья
« Понимание » детского сада Детский сад Как познавательный ресурс для ребенка Как временный ресурс для родителей
Пожелания семей, как потребителей услуг детского сада, в организации досуга дошкольников
Мнение родителей о детском садике Готовы ли платить больше за садик ? : « Ну, мне пришлось бы, потому что, а куда мне ребенка ? Пришлось бы. Да, потому что няни … Все - таки, лучше детский сад, чем няня. Ребенок с ней наедине, а детский сад – это общение с детьми … Выживание так сказать в социуме. Даже если на развивающие занятия ходить вместе с няней и общаться с детьми, то это все равно не то. Ребенок все - таки должен самостоятельным быть.» Ж., 29 лет, разведена, ребенку 4 года
Занятость матерей, в семьях с детьми - дошкольниками, посещающими детский сад
Помощь семьям с детьми - дошкольниками со стороны родственников, знакомых и друзей
Постоянная няня, как субъект заботы « Я выбрала няню по интуиции. Причем муж настаивал на другой кандидатуре, на семейном совете я его попыталась убедить … Как вот я увидела человека, через две минуты я поняла, это было что - то наверное сверху и оно мне сказало. Она пришла к нам работать когда ребенку было три месяца, сейчас три года. Она ( няня ) фактически член семьи, то есть она мне как мама стала, при этом мне очень нравится, что она.. взаимное уважение, мы не опустились до каких - то там дискуссий, я имею в виду, она человек, который работает по найму, при этом я ей безгранично доверяю, ребенок ее очень любит и это взаимно.» Ж., 35 лет, замужем, ребенку 3 года
Количество детей в семьях, которые пользуются услугами постоянной няни
Дополнительная помощь родителям по уходу за детьми
Семейное положение респондентов, которые пользуются услугами постоянной няни
Материальное положение семей, которые пользуются услугами постоянной няни
Предварительные выводы Наиболее востребованными услугами для родителей с детьми дошкольного возраста являются услуги детского сада и яслей (84% семей ) 40 % родителей, дети которых посещают детский сад, хотели бы, чтобы забота о ребенке осуществлялась в семье 16% семей пользуются услугами постоянной няни, не исключая помощи со стороны родственников и использования услуг детского сада
Большое спасибо за внимание !