Секция для педагогов дошкольных образовательных учреждений Красногвардейского района 26 августа 2011 года
Конституция РФ Закон « Об образовании » ( проект ) Концепция долгосрочного экономического развития РФ на период 2020 Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа » Стратегия развития системы образования Санкт - Петербурга в 2011–2020 гг. « Петербургская Школа 2020»
« Качество образования » - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, которые образовательное учреждение предоставляет населению в соответствии с его интересами и потребностями.
Статья 10. Структура системы образования 1. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования. 2. Элементами и субъектами системы образования являются : 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами ; образовательные программы различного вида, уровня и направленности ; 2 ) организации, осуществляющих образовательную деятельность, их работники, обучающиеся и их родители ( законные представители ); 3) органы государственной власти и местного самоуправлении 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования : 1) дошкольное образование ; 2) начальное общее образование ; 3) основное общее образование ; 4) среднее общее образование ; 5) среднее профессиональное образование ; 6) высшее образование – бакалавриат ; 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура ; 8) высшее образование – подготовка научно - педагогических кадров, ординатура, ассистентура - стажировка
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты, устанавливаемые университетами, являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы обучения. 3. Федеральные государственные образовательные стандарты являются обязательными при реализации основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях и в аккредитованных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статья 12. Образовательные программы 3. К основным образовательным программам относятся : 1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования ; 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При разработке аккредитованными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами учитываются соответствующие примерные основные образовательные программы.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. 6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе : 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся ; 2) создавать безопасные условия обучения и содержания обучающихся в соответствии с установленными нормами, в том числе обеспечивать жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса ; 3) соблюдать права и свободы обучающихся и работников образовательной организации. 7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за предоставление образования ненадлежащего качества. Образовательная организация обязана возместить ущерб, причиненный обучающемуся некачественным образованием. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, нарушение требований к осуществлению образовательной деятельности и организации образовательного процесса образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 43. Основные обязанности и ответственность обучающихся … Дисциплинарная ответственность не применяется к обучающимся по основным образовательным программам дошкольного и начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ( с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости ). 3. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания : замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. … Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
Статья 44. Основные права, обязанности и ответственность родителей ( законных представителей ) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2. Родители ( законные представители ) несовершеннолетних обучающихся имеют право : 1) до завершения получения ребенком общего образования выбирать формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность ; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей ( законных представителей ) продолжить образование в образовательной организации ; 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебно - программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса ; 4) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей ; 5) защищать права и законные интересы обучающихся ; 6) получать информацию обо всех видах обследования ( медицинских, психологических, педагогических ) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований, отказаться от их проведения ; 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
Статья 46. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием 1. Обучающийся ( родители ( законные представители ) несовершеннолетних обучающихся ) вправе требовать возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием. Под ущербом, причиненным некачественным образованием, в настоящей статье понимается ущерб, причиненный вследствие невыполнения в существенном объеме по вине организации, осуществляющей образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами, и ( или ) образовательной программой. 2. Обучающийся ( родители ( законные представители ) несовершеннолетнего обучающегося ), которому причинен ущерб некачественным образованием, по своему выбору вправе потребовать от организации, осуществляющей образовательную деятельность, и за ее счет : 1) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в этой же организации ; 2) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей соответствующую лицензию и государственную аккредитацию и реализующей тождественные или близкие по содержанию образовательные программы в рамках одного и того же федерального государственного образовательного стандарта ; 3) выплаты соразмерной денежной компенсации без прохождения повторного обучения. При этом обучающийся ( родители ( законные представители ) несовершеннолетнего обучающегося ) вправе потребовать также полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием.
Статья 47. Право на занятие педагогической деятельностью 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, по соответствующим должностям педагогических, в том числе научно - педагогических, работников
Статья 48. Правовой статус педагогических работников 6. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии и компенсации 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени ; 2) право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями ; 3) повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ; 4) ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации ; 5) длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования ; 6) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ; 7) предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в пределах соответствующей нормы предоставления жилых помещений ; 8. Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества ( интенсивности ), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация. 10. Педагогическим работникам возмещаются расходы, связанные с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности книгоиздательской продукции и периодических изданий.
Статья 49. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны : 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине, модулю ; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса ; 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности ; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира ; пропагандировать здоровый образ жизни ; 5) применять педагогически обоснованные формы, методы ( методики ) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса ; 6) при реализации содержания образовательных программ учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья ; взаимодействовать при необходимости с организациями здравоохранения ; 7) систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень ; 8) проходить аттестацию на соответствие должности в порядке, установленном законодательством об образовании ; 9) проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации ; 10) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила трудового распорядка, режим рабочего времени. 2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, религиозной пропаганды или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. 3. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 50. Аттестация педагогических работников 1. Аттестация педагогических работников проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и ( или ) по желанию работника на присвоение квалификационной категории ( за исключением научно - педагогических работников ) Статья 51. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников 1. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет. 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают необходимые условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки своих педагогических работников.
1. физически развитый ; 2. любознательный ; 3. эмоционально отзывчивый ; 4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия ; 5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия ; 6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи ; 7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве ; 8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности ; 9. овладевший необходимыми умениями и навыками.
Требования к ребенку при поступлении в 1- й класс : ребенок должен владеть первичными навыками поиска и получения знаний Система дошкольного воспитания должна быть эффективной.