Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История философско- политических учений Занятие 2: Философия Античности.
Advertisements

Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Проблема познаваемости мира Антонина Сергеевна Матвиенко.
Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации.
Познание. Занятие 7. Истина и ее критерии.. В прошлый раз Система наук выстраивается в соответствии с делением на отрасли по критерию предмета и метода.
ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Античность ( от лат. antiquus – древний ) просуществовала 1200 лет, начиная с VII в. до н. э. по V в. н. э.
1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия : учебник для вузов. - М., 2008, С. 4-27, Введение в философию: учебник для вузов / под ред. И.Т. Фролова.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Лекция 5 Познание. Познание Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об.
Транксрипт:

Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.

В прошлый раз: Познание – деятельность, результатом которой является новое знание. Цель получения знаний – практическая деятельность. Наука о познании – онтология, одна из философских дисциплин.

В прошлый раз Первые философские попытки настаивали на возможности познания окружающего мира. Основой бытия является нечто материальное. Основой бытия является нечто материальное => материальная реальность предшествует духовной, бытие определяет сознание. Первооснова Милетская школа Фалес (вода) Анаксимандр (апейрон) Анаксимен (воздух) Гераклит Атомисты (Демокрит, Левкипп)

Иная позиция: пифагорейство. Отвергали материализм Милетской школы: основа мира - не материальное первоначало, а числа. Пифагорейцы предлагают считать число сущностью предмета, ведь вещи не существуют в неколичественных характеристиках. С развитием техники современный мир стал цифровым

Значение Пифагорейства После Пифагора основу мира стали искать не в том, что можно почувствовать руками, а в том, что ощущается лишь разумом.

Иная позиция: Протагор Если критерием истины объявить индивида, последствием будет релятивизм - провозглашение относительности знания; субъективизм, скептицизм, считающий объективную истину невозможной. Критерий истины – сам человек и его субъективные чувства. «Мера всех вещей человек, существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют»

Идеализм (учение об идеях) Истина вечна и неизменна, но вещи появляются и исчезают Все, что мы видим и слышим – не истинные вещи. На самом же деле у каждой вещи существует чувственно невоспринимаемый неизменный идеал – идея (эйдос). Идею нельзя увидеть, потрогать, ее можно почувствовать лишь умом - умозрительно СократПлатон Аристотель

Противостояние материализма и идеализма. Критерий сравнения МатериализмИдеализм Что первичноМатерия, бытиеИдея, сознание Что правит жизнью Бытие определяет сознание, материальная реальность предшествует духовной и порождает ее Сознание определяет бытие. Идеальная реальность предшествует материальной и порождает ее. Познаваем ли мир ДаНет Представители Милетская школа, Гераклит Атомисты, Элейская школа, Протагор Пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель

2. Новое время. Методологическая доминанта в исследованиях. В Средневековой Европе знание и познание сменяется верой. В Новое время отрицаются традиции Средневековья => возвращение к вопросам познания. Основным вопросом становится то, как мы получаем знания: каковы методы познания?! Метод – способ воздействия на объект. Френсис Бэкон: метод это путь, главное средство исследования; метод скорее сам совершает открытия, а человек (даже посредственный) – только способ достижения открытий Рациональные методы (Декарт) Эмпирические методы (Бекон)

Эмпиризм Френсиса Бэкона. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. Самое лучшее из всех доказательства есть опыт, - пишет Бэкон. дедукция – логические суждения от общего наблюдения к частному правилу. индукция – логические суждения от частного наблюдения к общему правилу. Неполная. Полная. Идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Методы познания:

Рационализм Рене Декарта. Декарт: "Я мыслю, следовательно, я существую. Иные представители рационализма – Спиноза, Лейбниц В основе бытия и познания лежит разумное начало (то есть бытие разумно), потому что: Классификация «материализм - идеализм» Определяет основу бытия Проводится в рамках онтологии Классификация «рационализм - эмпиризм» Определяет основной способ познания Проводится в рамках гносеологии опыт перерабатывается сознанием разум способен делать открытия, которые не были основаны на опыте (априорные знания): 1+1 = 2